Ченнино Ченнини

May 02, 2010 20:20

Так, первый Ченнино Ченнини (род. ок. 1370). Имя легко запоминается, кстати. 14 век. Итальянский художник, автор книги "Трактат о живописи" (Die Cennino Cennini "Trattato della pittura") . Единственный источник, в котором настолько подробно описаны материалы и рецепты, которые использовались в конце XIV века, а также технологии изготовления не только живописных произведений, но и различных предметов обихода. Ученик Аньоло Гадди - см. примечания, не основной текст. Живописных работ не сохранилось. Назвал рисунок "триумфальной аркой живописи" - это из поп-энциклопедии "Искусство" - то есть подарил статус "непредварительной работы", а самостоятельного явления.

Далее. Несколько цитат и занудства ознакомления для.

Начинающему рисовальщику Ченнино Ченнини советует: «Начинай рисовать с образца легкие вещи, рисуй как можно больше, чтобы упражнять руку, легко касаясь дощечки штифтом, чтобы то, что ты начал рисовать, было едва заметно, постепенно усиливая штрихи... Чем сильнее ты хочешь сделать контур, тем больше к ним возвращайся... Пусть руководителями твоими, когда ты смотришь, являются луч солнца, луч твоего глаза и твоя рука».
В главе под названием «Почему ты должен возможно больше рисовать и копировать произведения мастеров» Ченнино Ченнини пишет: «Постоянно трудись и наслаждайся, копируя попадающиеся тебе лучшие произведения великих мастеров».
А в следующей главе, убеждающей читателя (начинающего художника) в том, что постоянное рисование с натуры важнее копирования произведений мастеров, автор трактата говорит: «Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе огромную пользу».

В трактате содержатся разного рода разного рода технические указания для живописцев, характерные, вероятно, вообще для позднейшей средневековой и ранней возрожденческой практики художественных мастерских. Но вместе с тем в данном трактате уже раздается "твердый голос", предвещающий наступление Ренессанса в собственном смысле слова.
Опираясь в самом начале трактата на христианскую священную историю (с упоминанием бога, Девы Марии, Иоанна Крестителя, Франциска и всех святых мужей и жен), Ченнини тут же говорит об индивидуальности художника, о необходимости для него систематического труда и выучки, о природном влечении и любви к искусству у художника. Живопись прямо объявляется некоторого рода наукой, и даже самой важной. Проповедуется необходимость фантазии для художника, но на основании лучших образцов живописи, которые нужно наблюдать и в церкви при подробном рассматривании церковной иконописи. Рекомендуется предпочитать картины природы. Не отсутствует и рассуждение о точном количественном каноне отдельных частей человеческого тела, изображаемого на картине. В качестве образца для живописи берется мужчина , а о женщине не говорится ни слова . Но когда речь заходит конкретно о живописных приемах, то известная специфика признается и за изображениями женщин.

Этот трактат, датируемый 90-ми годами ХIV века, содержит подробные инструкции относительно того, как следует обрабатывать (прежде, чем начнешь рисовать) изобразительную поверхность листа бумаги или пергамента, какими инструментами и пигментами пользоваться, как их готовить к работе.
Вот несколько из таких рекомендаций:
Поверхность пергамента обезжиривается путем протирания костным порошком или сандараком. При такой обработке поверхность бумаги тоже становится бархатистой и однородной.
Из-за того, что ранняя европейская бумага была недостаточно плотной и гладкой, ее рекомендовалось грунтовать. «Можно сделать свою грунтованную бумагу красноватой, - пишет Ченнино Ченнини, - цвета виссона, зеленой, синеватой, неопределенного или серого цвета, телесной или любого цвета, который тебе нравится, так как для всех требуется одинаковая температура и одинаковое количество времени для стирания краски и на бумаге всех цветов можно рисовать одним и тем же способом». Предпочтение, однако, отдавалось зеленым грунтам. Для получения зеленого грунта следовало взять зеленую землю, охру и густые белила, прибавив к этому составу киноварь и костный порошок (изготовленный из куриных или бараньих костей); все это рекомендовалось растереть на порфировом камне с колодезной, ключевой или речной водой, затем смешать с клеем животного происхождения (только не рыбьим) или клейстером из муки. Далее рекомендовалось взять толстую мягкую щетинную кисть. Полусухой кистью, чередуя движения по вертикали и по горизонтали и следя за тем, чтобы верхний слой грунта ложился на уже подсохнувший нижний, прокрыть поверхность бумаги три-пять раз. Затем поверхность грунта следовало прочистить ножом, а при желании и отшлифовать. Рисунок выполнялся черным красящим веществом с прибавлением белил для выделения освещенных мест. В конце ХV века в Венеции стали изготавливать цветную бумагу (нововведение, пришедшее с Востока). Сине-голубая бумага называлась «carta accurra». Во Франции на ней вместо техники пробелки рисовали в два или три карандаша.

Италия, техники, Ченнино Ченнини, Аньоло Гадди, 14 век, рисунок

Next post
Up