Таддео Гадди (Taddeo Gaddi; 1290, Флоренция - 1366, там же) - итальянский художник и отец художников Джованни, Аньоло и Никколо Гадди.
Итальянский художник флорентийской школы живописи и отец известного художника Аньоло Гадди (1350-1396). Таддео Гадди учился у своего отца, художника Гаддо Гадди, позднее работал у Джотто ди Бондоне.
Гадди был крестником Джотто и, став его ближайшим учеником, проработал в мастерской своего учителя 24 года. Влияние Джотто сказывается в светлой чистой палитре художника и его вкусе к изображению массивных фигур. Особенно удавалось Таддео Гадди исполнение сюжетных композиций, чью привлекательность составляло умение мастера занимательно развернуть рассказ, используя множество выразительных деталей. Приблизительно с 1330 года Таддео Гадди стал самостоятельным художником во Флоренции.
Гадди превзошел своего учителя Джотто ди Бондоне по живости изображений, но не по изяществу колорита. Рисунки художника бывали довольно небрежны и грубы. Главное произведение Таддео Гадди - «Житие Мадонны» в капелле Барончелли во флорентийской базилике Санта-Кроче. Кроме него заслуживают упоминания триптих «Мадонна на троне» (Берлин), «Вечеря» в Санта-Кроче, «Мадонна со святыми» в церкви Санта-Тринита во Флоренции, триптих «Мадонна со святыми» (1366, Неаполь), фрески со сценами из жития святого Франциска в церкви Сан-Франческо (1342, Пиза). В фресковом цикле История Девы Марии в небольшой капелле Барончелли живость повествования, светские интонации, декоративная нарядность орнаментации и светлой красочной гаммы сочетаются со смелыми перспективными и люминистическими решениями; в Явлении ангела Иоакиму* и Благовещении пастухам Гадди впервые в итальянской живописи передал эффекты ночного освещения. Интерес к сложным пространственным решениям художник продемонстрировал в выполненной вместе с помощниками росписи Древо св. Бонавентуры* в помещении трапезной, где, предвосхитив Кастаньо, он при помощи перспективы добился впечатления, что сцена Тайной вечери иллюзорно выступает за пределы стены.
Капелла Барончелли. Флоренция, церковь Санта-Кроче.
Житие Мадонны. Таддео Гадди. 1328-30 гг. Капелла Барончелли. Флоренция, церковь Санта-Кроче.
Аллегория креста. Таддео Гадди. 1360 -е. Флоренция, церковь Санта-Кроче.
Триптих. Таддео Гадди.1333 г. Государственный музей, Берлин.
Мадонна на троне. Таддео Гадди 1355. Галерея Уффици, Флоренция.
Явление ангела Иоакиму. Таддео Гадди1328-30 гг. Капелла Барончелли. Флоренция, церковь Санта-Кроче.
Благовестие пастухам. Таддео Гадди 1328. Капелла Барончелли. Флоренция, церковь Санта-Кроче.
Сыновья Таддео Гадди Аньоло* и Джованни пытались продолжить художественную династию рода Гадди, но не добились на этом поприще большого успеха, не смогли превзойти по мастерству своего отца, что впрочем, не мешало им получать заказы от благородных семей Флоренции и священнослужителей итальянских церквей на создание фресок и росписей. Лучшими работами Аньоло считаются фрески главной капеллы церкви Санта Кроче во Флоренции по заказу знатного семейства Альберти.
Мастеров последжоттовского поколения часто занимали проблемы света, но ни один из них не использовал свет так подчеркнуто и так по-новому, как Таддео Гадди. В интересе Таддео к свету, возможно, сыграли роль часто повторявшиеся в 1330-х гг. затмения Солнца, которые художник мог наблюдать так же, как сидящий спиной к зрителю пастух. В результате страстного увлечения наблюдением за явлениями природы Таддео 7 июля 1339 г., во время нового солнечного затмения, получил серьезную болезнь глаз. Обо всем этом мы знаем из его писем, написанных другу, знаменитому проповеднику-мистику той эпохи, монаху-августинцу фра Симоне Фидати.
Джорджо Вазари включил биографию Гадди с свои «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»)
1.* Аньоло Гадди (итал. Agnolo Gaddi) (ок 1350 - 16 октября 1396, Флоренция) - итальянский художник, сын Таддео Гадди,
Тайная вечеря. Аньоло Гадди. 1395 г.
2 . * Симоне Фидати - родился в знатной семье, но в возрасте 20 лет вступил в орден св. Августина и посвятил себя Богу. Ему было видение - ему явился Иисус и предложил выпить из чаши, которую держал. Основал монастырь св.Елизаветы во Флоренции в 1331 г. Имел много друзей и духовных сыновей - политик Томазо Корсини, художник Таддео Гадди и др.
3. * Иоаким - Святой Иоаким (ивр. יהוֹיָקִים, греч. Ἰωακείμ) - в англиканской, римской католической и православной традиции - муж святой Анны, отец Богородицы. Традиция Православной церкви причисляет Иоакима к числу богоотцов.
4. * Бонавентура - Св. Бонавентура (Джованни Фиданца) родился около 1217 г. в Баньореджо (Италия). Первоначальное образование он получил, вероятно, в школе при францисканском монастыре в своем родном городе; затем обучался в Парижском университете, где его учителем был францисканец Александр Гэльский.
В 1242 г. Джованни вступил в Орден францисканцев и получил монашеское имя - Бонавентура. С 1248 по 1257 г. он преподавал в Парижском университете. 2 февраля 1257 г. он был избран генералом Ордена францисканцев. Понимая, что для всех монахов невозможно точное подражание исключительному подвигу св. Франциска, Бонавентура адаптировал монашеский идеал к реальной жизни и деятельности братьев, занимающихся различными формами апостольства, сделав при этом принципиальный упор на образовательную и научную деятельность. Благодаря этому многие францисканцы возглавили университетские кафедры, а Орден дал миру значительное число ученых.
В 1260 г. на капитуле в Нарбонне было принято первое кодифицированное законодательство Ордена, подготовленное св. Бонавентурой и получившее название Нарбонской конституции. Поэтому его называют сооснователем Ордена.
В 1273 г. Папой Григорием X Бонавентура был возведен в достоинство кардинала-епископа Альбано. Он принимал активное участие в работе II Лионского Собора, во время которого умер 15 июля 1274 г.
Св. Бонавентура оставил богатое и разнообразное творческое наследие: философские, богословские, экзегетические и мистические сочинения, а также произведения об Ордене францисканцев и проповеди.
Кроме того, он написал два жизнеописания св. Франциска - пространное (Legenda major) и краткое (Legenda minor). Они были созданы по поручению генерального капитула Ордена, чтобы опровергнуть искаженные представления о св. Франциске. Жизнеописания написаны ярким художественным языком на основании сведений, приводимых Фомой Челанским и дополненных рассказами сподвижников основателя Ордена.
Изображения Бонавентуры представлены прежде всего во францисканской художественной традиции. Как правило, его изображают в кардинальском или епископском одеянии поверх монашеского облачения; с книгой или свитком - его атрибутами как Учителя Церкви, в кардинальской шапке. Иногда его кардинальскую капу украшают образы серафимов, напоминающие о титуле Бонавентуры, - Серафический доктор. Распространенное изображение этого святого возле Креста, выросшего в древо, связано с его трактатом "Lignum vitae" - "Древо жизни" (иногда он изображается пишущим этот трактат). Образ Бонавентуры можно встретить в композициях, представлявших нескольких святых или Учителей Церкви, а также вместе с Богоматерью и Младенцем Иисусом.