Братья Поллайоло (Antonio del Pollaiolo, Piero del Pollaiolo)

Nov 20, 2013 17:09

Два брата Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) (около 1431/1432-1498, настоящее имя Антонио ди Якопо д’Антонио Бенчи) и Пьеро дель Поллайоло (1443-1496, Piero del Pollaiolo, настоящее имя Пьеро ди Якопо д’Антонио Бенчи) флорентийскийские живописцы, представители флорентийской школы позднего кватроченто. Братья владели во Флоренции мастерской, которая занималась изготовлением ювелирных украшений, рисунков для художников, гравюр, изделий из бронзы и терракоты, рисунков для ткацкого производства, эскизов для церковных облачений. В конце пятнадцатого века мастерская братьев Поллайоло была хорошо известна во Флоренции.

Старший брат Антонио дель Поллайоло был разносторонне одаренным человеком - и живописцем, и гравером и ювелиром. Пьеро же, согласно документам того времени, помогал брату при создании некоторых картин и остался в тени славы старшего брата. Единственная дошедшая до нас подписанная работа Пьеро - "Коронование Марии" (1483).



Коронование Марии. 1483г. Пьеро дель Поллайоло. Темпера. Сан-Джиминьяно.

Его же кисти приписывают аллегорические изображения "Веры" и "Умеренности" - две из главных светских добродетелей (ныне в галерее Уффици - там "в компанию" к ним идет еще "Сила", исполненная уже Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli).



Вера. 1470 г. Пьеро дель Поллайоло. Темпера. Галерея Уффици, Флоренция.
Вера часто изображалась женщиной с крестом, чашей или свечой - крест и чашу, намекающих на Страсти Христовы. мы как раз и можем видеть на этой картинe.



Умеренность. 1470 г. Пьеро дель Поллайоло. Темпера. Галерея Уффици, Флоренция.

В эпоху средневековья - а также в эпоху Ренессанса - Умеренность означала преимущественно отказ от спиртного, от разгульной жизни и часто изображается женщиной, переливающей жидкость из одного сосуда в другой - разбавление вина водой.

Предметом спора исследователей является авторство женских портретов, созданных братьями. Технический и стилистический анализ работ позволили сделать вывод, что портреты в Берлине и Милане можно отнести к Антонио, в то время как автором работ, хранящихся во Флоренции и Нью-Йорке, был Пьеро. Портреты Антонио относятся к числу наиболее важных работ эпохи кватроченто в жанре портрета. Правда, одной этой путаницы - путаницы между братьями - оказалось недостаточно- эти два портрета - миланский и берлинский - приписывали в том числе и кисти Доменико Венециано, но авторство Венециано - дополнительный сложный вопрос - у него, как упоминалось, всего две подписанных работы. Предположение, что автором "Портрета" является Доменико Венециано, высказал в свое время Вильгельм Боде. До того, как он приобрел картину, ее относили еще и к Пьеро делла Франческа. Более поздние исследования, однако, показали, что это все же работа Антонио дель Поллайоло.

Эти портреты, действительно, столь примечательные, знаковые и удивительные, что стоит показать их еще раз. Хорошо видно насколько манера Антонио более тонкая и нежная, более психологичная, настроенческая, легкая, чем манера брата. Какое внимание Антонио уделяет самым мелким деталям - булавкам в прическе, прядям волос, узорам на ткани - и насколько прямолинейна и даже слегка грубовата приземленная манера брата.

Вот "берлинский", "миланский" (от Антонио) и "флорентийский" и "нью-йоркский" (от Пьеро) женские портреты - для сравнения.



Портрет молодой женщины. 1460-65гг. Антонио дель Поллайоло. Масло и темпера. Государственные музеи, Берлин.



Портрет молодой женщины. 1460-65гг. Антонио дель Поллайоло.. Масло и темпера. Музей Польди-Пеццоли, Милан.



Портрет молодой женщины. Деталь. 1460-65гг. Антонио дель Поллайоло. Масло и темпера. Музей Польди-Пеццоли, Милан.



Портрет молодой женщины. 1475г. Пьеро дель Поллайоло. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.



Портрет молодой женщины. 1475г. Пьеро дель Поллайоло. Темпера по дереву. Metropolitan Museum of Art, New York

"... побуждаемый скорее самолюбием, чем выгодой, он (Антонио) в немногие месяцы приобрел опыт писать красками и стал мастером превосходным, и в полном единении с Пьеро он выполнил совместно с ним много живописных работ, в числе которых они для кардинала Португальского написали маслом образ в Сан Миньято аль Монте за Флоренцией, в котором они проявили свою большую любовь к колориту и который был поставлен на алтарь капеллы кардинала, где они изобразили св. Иакова (его символ - паломническая шляпа - das_gift), апостола, св. Евстахия и св. Викентия (его символ - виноградная ветвь -das_gift) фигуры, получившие большое одобрение. (Д.Вазари. "Жизнеописания Антонио и Пьеро Поллайоло, флорентийских живописцев и скульпторов").



Алтарь со святыми Викентием, Иаковом и Евстахием. 1468 г.Антонио дель Поллайоло. Темпера. Галерея Уффици, Флоренция.



Ангел. Деталь. 1467г. Антонио дель Поллайоло. Фреска. Сан Миньято аль Монте, Флоренция

Для Антонио дель Поллайоло - как для подлинно ренессансного мастера - человеческое тело стало мерилом пропорционального и гармоничного построения мира. Он - один из первых художников Возрождения, занимавшихся в анатомическом театре изучением мускульной системы человеческого тела.
Вазари пишет об этом так: " Обнаженные тела он понимает более по-новому, чем другие мастера, работавшие до него, и он снимал кожу со многих людей, чтобы под ней разглядеть их анатомию, и был первым, показавшим, как нужно находить мускулы, чтобы определить их форму и расположение в человеческой фигуре; и именно таковы фигуры всех тех скованных одной цепью мужчин, сражение которых он выгравировал на меди, после чего он сделал другие гравюры гораздо лучшей резьбы, чем это делали другие мастера, жившие до него."

Здесь явно идет речь о знаменитейшем произведении кватроченто, подлинном шедевре итальянского искусства раннего Возрождения, гравюре - мастер работал и в технике гравюры! - "Битва десяти обнаженных" (или "Битва нагих гладиаторов"), которая появилась около 1475 года. В этой единственной дошедшей до нашего времени гравюре Поллайоло большую роль сыграл его опыт работы как ювелира. Напряженная динамика композиции, выразительная сила контура, игра света и тени передана зигзагообразными и параллельными линиями. Тон не сплошной (как в ранних гравюрах ниелло- техника обработки металла - состоит в том, что изображение, выгравированное на пластине из светлого металла (серебра, золота, бронзы, латуни), покрывается порошком сернистого серебра с добавкой олова и буры, затем пластина обжигается на огне, отчего расплавленная масса заполняет штрихи, шлифовка окончательно выявляет изображение), а серебристый, изображены растительные мотивы, акцентирован динамический черный контур, подчеркивающий разнообразные движения фигур, ритм их упорядоченного построения. Есть еще одно название этой гравюры - "Битва за пояс (ожерелье) Гармонии" - это отсылка к древнегреческому мифу фиванского цикла (Фиванский цикл мифов повествует об основании города Фив в древнегреческой области Беотии, о судьбе царя фиванского Эдипа и его потомков)
Ожерелье Гармонии - драгоценное украшение, приносившее несчастье всем его обладателям. Изготовленное Гефестом, по воле этого бога оно обрекало на несчастье всех потомков его неверной жены Афродиты. Это ожерелье было подарено Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, на свадьбе. Оно стало источником несчастий для тех, кто им потом владел; было причиной гибели Амфиарая, Алкмеона и других благородных людей.



Битва десяти обнаженных. 1470-е гг. Антонио дель Поллайоло. Гравюра. Галерея Уффици, Флоренция.

Эта гравюра, по слухам, привлекла к себе внимание Микеланджело своей экспрессией в передаче движений с детальным анатомическим анализом в воспроизведении обнаженного человеческого тела.
Гравюры прославили Антонио дель Поллайоло не меньше, чем скульптура и живопись. Они оказали влияние на таких известных художников, как итальянец Андреа Мантенья (1431-1506) и на знаменитого немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера (1471-1528).

Как скульптор он создавал небольшие композиции в технике бронзы ("Геракл и Антей", 1475-1480, бронзовая статуэтка из музея Барджелло), как и в живописи пытаясь варьировать тему борьбы двух фигур ("Геракл и Антей", около 1475, "Геракл и Гидра", около 1475) в яростной схватке. В пластике человеческого тела, в самих его формах, он искал источник движения, старался передать развитие и эмоциональную реакцию человека в момент высшего напряжения сил. Цикл картин с изображением подвигов Геракла предназначался для палаццо Медичи на виа Ларга во Флоренции.



Геркулес и Антей. 1470-е гг.Антонио дель Поллайоло. Бронза. Museo Nazionale del Bargello, Флоренция.

"Во дворце Синьории во Флоренции он написал около двери делла Катена св. Иоанна Крестителя, а в доме Медичи для Лоренцо Старшего - трех Геркулесов в трех картинах, по пять локтей каждая, один из которых, душащий Антея, - фигура прекраснейшая, в коей явно видно, с какой силой он сжимает Антея и как напряжены все его мускулы и жилы, чтобы его задушить, а на лице этого Геркулеса мы видим, как он стиснул зубы в соответствии с остальными частями тела, которые вплоть до пальцев ног вздуваются от напряжения. Не меньшую наблюдательность проявил он и в Антее, который, стиснутый руками Геркулеса, слабеет и теряет всякую силу и, открыв рот, испускает дух. Другой, убивая льва, упирается ему в грудь левым коленом и разрывает львиную пасть обеими руками; стиснув зубы и раздвигая руки, он изо всех сил раскрывает ее и не дает ей закрыться, несмотря на то, что зверь, защищаясь когтями, жестоко раздирает ему руки. Третий, убивающий гидру, - вещь поистине чудеснейшая, и в особенности змея, окраску которой он схватил так живо и удачно, что живее сделать невозможно. Там и яд, и пламя, ярость и гнев настолько живые, что он заслуживает и прославления, и того, чтобы хорошие мастера всячески ему подражали."(Д.Вазари. "Жизнеописания Антонио и Пьеро Поллайоло, флорентийских живописцев и скульпторов").



Геркулес и Гидра. 1475 г. Антонио дель Поллайоло. Темпера. Галерея Уффици, Флоренция.



Геркулес и Антей. 1478 г.Антонио дель Поллайоло. Темпера. Галерея Уффици, Флоренция.

Антонио стремился как можно точнее передать пластические формы, движение, движение в момент времени - это достаточно хорошо заметно на примере картин "Аполлон и Дафна", очевидно, написанной до 1470 г. и "Мученичество св. Себастьяна" (ок. 1475). В картине "Мученичество св. Себастьяна" на среднем плане помещено изображение барельефов с античной триумфальной арки.



Аполлон и Дафна. до 1470 г. Антонио дель Поллайоло. Темпера. Национальная галерея, Лондон.

Аполлон и Дафна - известный этиологический миф, миф-превращение, миф-метаморфоза - Аполлон воспылал страстью к Дафне, нимфе-орестиаде, дочери Неи и речного бога Пенея. Но Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно богине Артемиде и Аполлон вызывал у нее ужас - она побежала отнего. Аполлон пытался ее догнать и уже почти догнал, но девушка взмолилась своему отцу Пенею. Боги улышали ее мольбы и превратили девушку в лавровое дерево. Аполлон сделал лавр своим любимым и священным растением и украсил голову венком из лавровых ветвей.
Самый момент превращения - динамичный момент - еще секунду назад Дафна была девушкой и вот уже ее руки превратились в ветви - и запечатлел художник. Примечателен порыв Аполлона , еще не до конца им понятая неотвратимость происходящего.



Мученичество святого Себастьяна. 1473-75гг. Антонио дель Поллайоло. Темпера. Национальная галерея, Лондон.

Один из самых популярных в живописи святых св.Себастьян - юный и прекрасный святой - был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами, и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его.
Эта картина особенно отличается рассудочностью и точностью, с которой художник демонстрирует свое мастерство в овладении перспективой, ракурсами и анатомией, используя религиозный сюжет уже только чисто внешне, как предлог для своих экспериментов в области живописи. Стоит обратить внимание и на то, как выделен Себастьян - ему отдано большое пространство, пространство вверху картины, другие фигуры его не заслоняют, он вознесен над остальными, и динамизм лучников, заряжающих свои луки стрелами - картина как будто поделена на два пространства - вечное и суетное.

Не обошел вниманием художник и популярную на тот момент историю про Товия и Ангела - здесь можно прочитать легенду вкратце и задно сравнить художественное решение этого сюжета Андреа дель Вероккьо.



Товия и Ангел. 1460 г. Антонио дель Поллайоло. Галерея Сабауда, Турин.

В 1493-1498 годах Антонио Поллайоло исполнил две великолепные бронзовые гробницы для пап Сикста IV (именно по имени этого папы названы знаменитейшая Сикстинская капелла) и Иннокентия VIII (Ватикан, собор св. Петра). Первая из них, необычная по форме, изображает лежащую на саркофаге фигуру умершего папы в полном облачении и высокой тиаре, украшенной богатым орнаментом. Лицо с выразительным профилем передано в реалистической и энергичной манере. По краям саркофага - аллегорические изображения искусств и наук, виртуозно исполненные в рельефах.

" ...По этим причинам он и прославился среди художников, и, когда умер папа Сикст IV, он его преемником Иннокентием был приглашен в Рим, где выполнил из металла установленную в соборе св. Петра гробницу названного Иннокентия, на которой он изобразил его с натуры сидящим в той позе, в которой он благословлял, а также гробницу названного папы Сикста, на отделку которой были потрачены огромные средства и которая была поставлена в капеллу, названную по имени этого первосвященника; она богато украшена и стоит совершенно отдельно, а на ней лежит этот папа, великолепно сделанный. Гробница же Иннокентия находится в соборе св. Петра возле капеллы, где хранится копье, прободившее Христа. Говорят, что он же составил проект Бельведерского дворца для названного папы Иннокентия, осуществленный, однако, другими, ибо большим опытом в строительстве он не обладал".(Д.Вазари. "Жизнеописания Антонио и Пьеро Поллайоло, флорентийских живописцев и скульпторов").

Иннокентий VIII же предстает сидящим на фоне стены с рельефами, прославляющими добродетели Папы, и увенчанным аркой. Композиции обоих надгробий достаточно традиционны, но как скульптор он продемонстрировал в них великолепное мастерство в работе с бронзой, умение передавать разные нюансы освещения в этом чувствительном к свету материале.



Памятник Сиксту IV. 1484-93 гг.Антонио дель Поллайоло. Бронза. Собор св. Петра, Ватикан.



Памятник Сиксту IV. Деталь. 1484-93 гг.Антонио дель Поллайоло. Бронза. Собор св. Петра, Ватикан.



Памятник Сиксту IV. Деталь. 1484-93 гг.Антонио дель Поллайоло. Бронза. Собор св. Петра, Ватикан.



Гробница папы Иннокентия VIII. 1492-98 гг. Антонио дель Поллайоло. Позолоченная бронза. Собор св. Петра, Ватикан.

"В конце концов, разбогатев, умерли братья, один вскоре после другого, оба в 1498 году, и родные их воздвигли им гробницу в церкви Сан Пьеро ин Винкула; и в память о них возле средних дверей, по левую руку, как войдешь в церковь, оба они были изображены в двух мраморных тондо со следующей эпитафией: Antonius Pullarius patria Florentinus, picior insignis, gai duor. pont. Xisti et Innocentii aerea monument, miro opific. expressit, re famil composita ex test, hic se cum Petro fratre condм voluit. Vixit ann. LXXII. Obiit an. Sal. MIID. (Антониус Пуллариус, флорентинец, знаменитый живописец, создавший бронзовые памятники двум первосвященникам - Сиксту и Иннокентию, согласно желанию, выраженному в завещании, пожелал быть здесь погребенным вместе с братом Петром. Жил он семьдесят два года, скончался в 1498 году). ...Антонио умер семидесяти двух лет, а Пьеро - шестидесяти пяти. Он оставил много учеников и среди прочих Андреа Сансовино. Жизнь он прожил счастливейшую, ибо при нем папы были богатыми, а город его достиг той вершины, на которой ценятся таланты, потому и его высоко ценили, а если бы времена были иными, то и деятельность его, возможно, не была бы столь плодотворной, ибо смута - враг тех наук, которые служат людям занятием и отрадой." (Д.Вазари. "Жизнеописания Антонио и Пьеро Поллайоло, флорентийских живописцев и скульпторов").

Замечательные слова!

Выбор сегодняшнего дня - картина "Геркулес и Гидра". На самом деле она очень маленькая, 17х12 см, но очень экспрессивная. Но и эта экспрессия ее удивительная - подвижная и неподвижная одновременно - движение схвачено, но словно зафиксировано в вечности. Невнушительные размеры и - загадка. Там есть внутренне пространство, внутри - течет особенное время. Лицо Геракла словно сливается - просто консонанс с головой шкуры немейского льва - сильного победил сильнейший, а вот и новый трофей! - развевающаяся шкура так же вступает с союз с разъяренной гидрой - в картине как бы два раздувшихся пузыря - справа и слева. Вода, потеки крови, бегущие облака - движение только усиливается и одновременно - замирает. - das_gift

христианские святые, piero del pollaiolo, antonio del pollaiolo, Италия, Ренессанс, Флоренция, фреска, 15 век

Previous post Next post
Up