1.* Веспасиано да Бистиччи (Vespasiano da Bisticci ) (1421-1498) - итальянский книготорговец и предприниматель. Открыл свое дело по копированию письменных рукописей во Флоренции, славился элегантной и аккуратной каллиграфией. Копировал рукописи для престижных клиентов. Отошел от дел в 1482 году, когда спрос на рукописные копии текстов уменьшился. Автор биографических зарисовок, которые стали источником сведений о многих выдающихся личностях XV столетия, которых он знал в качестве своих клиентов и друзей.
2. * Помпонио Гаурико (Pomponio Gaurico) (1481/2-1530) - преподавал греческий и латынь в Университете Неаполя между 1512-1519 гг. Написал сборник латинской поэзии ( элегии, эклоги, эпиграммы) и трактаты на поэзии и скульптуре.
3. * Паоло Джовио (Paolo Giovio, он же Павел Иовий Новокомский, лат. Paulus Iovius Novocomensis, 19 апреля 1483 - 10 декабря 1552) - епископ Ночерский, итальянский учёный-гуманист, придворный врач римских пап, историк, географ.
4. * Арнольд Вильгельм фон Боде (Wilhelm von Bode, Arnold Wilhelm Bode) (10 декабря 1845, Кальфёрде - 1 марта 1929, Берлин) - известный немецкий историк искусства и музейный деятель, считается одним из родоначальников современного музееведения.
Портрет Вильгельма Боде.
5. * Контрапост (от итал. contrapposto - «противоположность») приём изображения фигуры в искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части - например, верхняя часть корпуса показана в повороте, нижняя - фронтально. Динамизирует ритм фигуры, позволяет передать ее движение или напряжение, не нарушая общего равновесия форм, усиливает трехмерность изображения.
8. Контрфорс (фр. contre force - «противодействующая сила») - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
9. * Амарант - легендарный «неувядающий цветок» (от греч. «а» - «не», «марайно» - «увядать», «антхос» - «цветок»). Он назван так потому что, в некотором смысле, действительно никогда не увядает. Высушенный амарант может всю зиму стоять в вазе. В Древней Греции амарант служил эмблемой бессмертия . В этом значении упоминается в басне Эзопа "Роза и Амарант", в поэме Д. Мильтона "Потерянный рай". В Греции был посвящен Артемиде, цветку приписывали исцеляющие свойства, а в качестве символа бессмертия украшали им статуи богов и могилы.
10. * Никколо Никколи ( Niccolo Niccoli) (р. ок. 1365 - ум. 22.I.1437) - один из зачинателей гуманистического движения во Флоренции. Отдал все свое состояние на собирание книг и памятников древности и все свое время на их изучение. Близко общался почти со всеми крупными гуманистами своего времени, со многими вел переписку, некоторым оказывал и материальную поддержку. Никколи ничего не написал, кроме латинской орфографии; его переписка остается неизвестной; но постоянное упоминание о нем в письмах других гуманистов, его роль во многих гуманистических диалогах, его биографии, написанные отчасти его современниками, показывают, что он занимал видное место среди деятелей гуманистического движения.
Собрал богатейшую коллекцию памятников античного искуства, монет; его великолепная библиотека, включавшая до 800 рукописей, главным образом произведений древних авторов, перейдя впоследствии в руки рода Медичи, составила основу публичной библиотеки Медичи во Флоренции Medicea-Laurenziana.
11 * Горельеф (фр. haut-relief - высокий рельеф) - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Наиболее известный пример горельефа - Пергамский алтарь. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены, пейзажи.
Восточный фриз Пергамского алтаря. Берлин, Пергамский музей.
12. * Святой Лука - апостол, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом. .
По преданию, Лука написал первую икону Богоматери и таким образом, стал первым иконописцем и является покровителем художников и врачей.
13. * Георгий Победоносец - христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Наиболее часто используется в изобразительном искусстве так называемое Чудо Георгия о змие - спасение им царевны от змея (дракона).
Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь - «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею.
Святой Георгий, увидев плачущую царевну, спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: - "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", - устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами:«Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье своё».
Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество народа (в разных списках от 25 000 до 240 000), а в городе построили церковь в честь Богородицы.
Чудо Георгия о змие имеет иносказательное толкование: царевна - церковь, змей - язычество, то есть, Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием»
Святой Георгий и дракон. 1458-60 гг. Паоло Уччелло. Масло, холст. Музей Jacquemart-André, Париж.
14. * Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя - 20 апреля 1472, Рим) - итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внес существенный вклад в развитие криптографии, предложив идею многоалфавитного шифра. Разносторонне одарённый и образованный Альберти внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Альберти одним из первых выступал за использование итальянского языка в литературном творчестве. Его элегии и эклоги - первые образцы этих жанров на итальянском языке.
15. * Марцокко Непонятное имя Марцокко некоторые ученые возводят к слову Marte ( Mars, Марс). Марс был ранее символом Флоренции, римская статуя Марса которую отмечал даже Данте, была эмблемой Флоренции. В 1333 году статуя была унесена разлившейся рекой Арно. Обычное изображение Марцокко - сидящий лев одной лапой поддерживает герб Флоренции. Марцокко был включен во флорентийский боевой клич и упоминался в поэме Аретино "Alla battaglia".
16. * Пророк Аввакум - восьмой из малых пророков, предсказавший приход Мессии и пленение Иерусалима . Пророчества его, состоящие из
трёх кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в еврейском каноне. Время и место деятельности Аввакума с точностью не обозначено; но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (Авв.1:6) о завоевательных походах халдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме ( около 650 года до Р. Х.) Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. Во время войны с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло следующее чудо: когда он нес обед жнецам, ему встретился Ангел Господень и мгновенно перенес его силою своего духа в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. Так, пищей, предназначавшейся для жнецов, гонимый пророк утолил голод. После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество и умер в глубокой старости.
17. * Пророк Иеремия - второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета ( Исайя, Иеремия, Даниил и Иезикеиль). О жизни и личности святого пророка Иеремии в Библии содержится больше сведений, чем о каком-либо другом пророке-писателе. Иеремия - провозвестник личной религии, «религии сердца», приоткрывший людям мир своей внутренней молитвенной жизни. Книга пророка Иеремии писалась им на протяжении почти сорока лет. Она состоит из обличительных речей, предсказаний, притч, псалмов-молитв и биографических глав. Писания пророка были собраны его учеником Варухом, но окончательную форму этот сборник получил в эпоху Плена. Свою работу Варух начал около 604 года, еще при жизни учителя. Книга Иеремии состоит из 52 глав; каоническая подлинность её никогда не подвергалась серьёзным сомнениям, хотя и были разгногласия ввиду несовпадения греческого текста с еврейским. Пророк отрицает абсолютное значение Храма и Ковчега и предсказывает их уничтожение. Он - предтеча новозаветного богопочитания «в духе и истине».
Иеремии принадлежит также книга под названием «Плач Иеремии»: это сборник плачевных песен пророка над развалинами Иерусалима. Хотя в подлиннике и не значится имени автора, но весь стиль и тон книги указывают на Иеремию, что подтверждает и предание. Книга состоит из пяти глав, соответствующих пяти песням. Стиль её носит на себе печать некоторой искусственности; первые четыре песни состоят каждая из 22 строф, причём каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита.
18. * Иоанн XXIII (итал. Giovanni XXIII) - антипапа с 17 мая 1410 по 29 мая 1415. Неаполитанец Бальтазар Косса (итал. Baldassarre Cossa; ок. 1370 г. - 22 декабря 1419 г., Флоренция) - один из антипап периода Великого западного раскола. Имел очень одиозную репутацию. За время своей карьеры обвинялся, - по данным, приводимым Эдуардом Гиббоно (английский историк) м в XVIII веке - в пиратстве, убийстве, содомии, инцесте и других ужасных преступлениях. Начиная с XIX века историки считают, что преступность Коссы была сильно преувеличена его оппонентами.
Его личность была настолько одиозна, что после него почти 550 лет ни один папа не принимал имени Иоанн (до того самое популярное среди римских понтификов). В 1958 году кардинал Ронкалли, избранный на папский престол, принял опять имя Иоанн XXIII, подчеркнув тем самым, что Бальтазар Косса не был законным папой.
19. * Антипапа - римский папа, не признанный католической церковью законным. В отдельные периоды средневековья на папском престоле находилось одновременно несколько враждовавших между собой пап (ставленников различных церковных и светских кругов), впоследствии лишь один из них признавался законным, а остальные объявлялись антипапами.
20. * "Великий раскол" - период в истории папства (1378-1417), когда на папском престоле одновременно находились двое или трое боровшихся между собой пап. Причины "Великого раскола"" - ослабление значения папства (по мере складывания в Западной Европе централизованных государств) как международного центра феодальной системы и борьба между западноевропейскими государями за подчинение папского престола. "Великий раскол." начался вслед за Авиньонским пленением пап.
21. * Гумилиаты (Смиренные). Члены союза ломбардских аристократов, образованного по возвращении их на родину после плена в Германии, отчасти ради покаяния, отчасти с целью совместного труда. Основателем этого общества считают миланского дворянина Иоанна Мада. Время возникновения одни относят к царствованию Генриха II (1017), другие - Лотаря II (1134), третьи - Фридриха I (1160).
Первоначально гумилиаты составляли чисто светский союз, члены которого имели право вступать в брак. В XII веке от них отделился тесный кружок лиц, обрекавших себя на безбрачие и монашеский образ жизни. Позже к последним присоединилась конгрегация, состоявшая исключительно из священников. Булла (1184) папы Луция III свидетельствует, что часть гумилиатов примкнула к вальденсам, которые также стали называться гумилиатами. Тогда основные члены союза теснее сблизились с папством. Иннокентий III дал этим «католическим» гумилиатам (1201) особый устав.
Когда кардинал Барромео вознамерился произвести у них реформы, член ордена Ла Фарина покусился на его жизнь, вследствие чего папа Пий V уничтожил орден (1571).
К ордену принадлежали и женщины, называвшиеся блассонскими монахинями или гумилиатками.
22. * Никколо да Удзано (1350-1433), крупнейший флорентийский политический деятель. Был посланником при иностранных дворах, трижды избирался гонфалоньером, был одним из вождей олигархической партии, прозванной по его имени « Uzzancsi ».
23. * Гонфалоньер - в 1293 г. во Флорентийской республике была установлена должность гонфалоньера справедливости (правосудия) (итал. Gonfaloniere di Giustizia), который стал главой синьории (Правительства). Ему была поручена охрана конституции «Установления справедливости». Гонфалоньер имел знамя определенной формы и цвета - гонфалон, символизировавшее его власть. Гонфалоньер справедливости избирался сроком на 2 месяца при помощи жребия из членов старших городских гильдий. Постепенно выбор всё более сужался и вскоре главу сеньории стали выбирать из представителей наиболее влиятельных семейств Флоренции. Являясь председателем синьории, ведая городской военной силой, обладая правом созыва советов и инициативы законов, гонфалоньер справедливости был активным центром управления, влияние которого ограничивалось больше всего краткостью должностного срока (два месяца). В 1502 году должность становится пожизненной, как средство укрепления республики. Реставрация Медичи возвращает должности ее краткосрочный характер. В 1527 году установлены выборы гонфалоньера на один год, с правом троекратного переизбрания. В 1532 году должность уничтожена, а место гонфалоньера справедливости занимает герцог.
24. * Путто (мн.ч. Путти) (лат. putus - маленький мальчик, младенец), Аморе́тто (букв. «Амурчик» лат. amoretto, уменьшительное от лат. amor - любовь) - изображения маленьких мальчиков (иногда крылатых), излюбленный декоративный мотив в искусстве Возрождения (а также 17-18 вв.). Символизирует предвестника земного или ангельского духа. Совмещает в себе черты античных эротов и христианских ангелов.
25. * Антоний Падуанский (лат. Antonius Patavinus, итал. Sant'Antonio di Padova, порт. Santo António de Lisboa; 15 августа 1195 - 13 июня 1231)- католический святой, проповедник, один из самых знаменитых францисканцев. Родился с семье рыцаря, но не пошел по стопам отца, а стал монахом, но через несколько лет разочаровался в затворнической жизни, он жаждал проповедовать Евангелие. Покинул орден регулярных каноников и стал францисканцем, приняв монашеское имя Антоний и отправился в Марокко проповедовать мусульманам. Был знаком с франциском Ассизским, возвращал катаров своими проповедями в лоно церкви и прославился своим ораторским искусством. Отказался от почетного места в римской курии, последние дни прожил в Падуе.
16 января 1946 года папа Пий XII провозгласил святого Антония Падуанского Учителем Церкви.
Картины, посвященные святому Антонию, как правило, отражают события его жизни, главным образом, совершённые им чудеса: проповедь рыбам , явление младенца Иисуса, чудо с мулом, вставшим на колени перед Святыми Дарами.
Чудо с мулом.
Произошло это также в Римини, бывшем тогда самым главным центром ереси в Италии. Приверженцев еретиков поддерживали гибеллины, чтобы досадить Папе.
"...В этом городе жил один еретик, ожесточенный более других, который издевался над проповедью Антония об Евхаристии, отрицая реальное присутствие Христа в Пресвятых Дарах и долг христианина благоговеть перед ними. Этот еретик говорил, что не видит никакой разницы между освященной облаткой и простым хлебом: «был хлеб, хлебом и остался». Антоний возразил, сказав, что если Богу будет угодно, то даже мул, на котором ездил тот еретик, благоговел бы перед Святым Причастием. Еретик ответил, смеясь, что не очень в этом уверен: достаточно было не давать ему еды в течение трех дней, а потом поставить перед ним корзину овса. Вот если мул откажется от сена, чтобы преклонить колени перед облаткой, тогда он, Бонвилло, в это поверит.
Святой принял вызов. Еретик три дня морил животное голодом, а потом привел его на площадь. С одной стороны подошел еретик с корзиной душистого сена, а с другой - Антоний со сверкающим ковчегом даров. И многочисленная толпа любопытных могла наблюдать, как животное, отвернувшись от корзины со свежим сеном, повернулось к Евхаристии и, более того, встало перед ней на колени, как бы показывая свое благоговение."
Проповедь рыбам.
"...Однажды святой Антоний находился в Римини, где было великое множество еретиков; желая привести их к свету правой веры и вывести на путь истины, он много дней проповедовал перед ними и спорил о вере Христовой и Священном Писании, но, так как они не только не соглашались с его святыми речами, но в ожесточении и упорстве своем не желали даже слушать святого Антония, то однажды он по вдохновению от Бога пошел к самому морю, к устью реки и, стоя на берегу, между морем и рекой, начал от имени Бога, словно проповедь, говорить рыбам: - Слушайте Слово Божие, вы, рыбы морские и речные, раз еретики избегают слушать его. И, едва он так сказал, внезапно к берегу подошло такое множество рыб, больших, малых и средних, что никогда не видано было столь великого скопления во всем том море и в той реке; и все держали головы над водой, глядя со вниманием на лицо святого Антония, все в великой тишине, и послушании, и порядке; прямо перед ним и ближе всех к берегу стояли маленькие рыбки, а за ними стояли среднего роста рыбы, затем позади всех, где вода была глубже, стояли самые большие рыбы."
26. * Римский портрет. Разумеется, это нечестно и неправильно отправлять римский портрет в сноски - он достоин отдельного рассмотрения, разделения на периоды и хорошей иллюстративной состовляющей, но сейчас речь не о нем, поэтому просто на примерах, чтобы понять, какая путеводная звезда направляла Донателло.
Из всего богатейшего художественного наследия Древнего Рима скульптурному портрету принадлежит едва ли не первое место. Эти портреты убедительно воссоздают образы знаменитых политических деятелей Рима, граждан Римской республики и императоров, под властью которых объединилась огромная Римская империя. Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, - передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера. Основы последующего развития европейского реалистического портрета были заложены именно в искусстве Древнего Рима.
Характерные особенности римского портрета наиболее четко проявляются при сравнении его с предшествующим ему греческим портретом. Греческие скульпторы периода классики создают не столько портрет определенного человека, сколько некий обобщающий образ, воплощающий в конкретном изображении черты, характеризующие поэта, философа, полководца.Римский портрет изначала был призван изображать конкретного гражданина Римского государства.
Возникновение римского портрета тесно связано с развитием в Риме культа предков, уходящего своими корнями в религию и обычаи народов, населявших Италию до подчинения ее Римом, особенно этрусков. В изображениях предков римские скульпторы стремились достигнуть прежде всего иконографического сходства. Ранние портреты времени Республики отмечены доходящим до натурализма правдоподобием в передаче лица человека. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.
Портрет юноши времени Флавиев. Мрамор. Конец 1 в. н. э. Лондон. Британский музей.
Портрет Септимия Севера. кон. 2- нач. 3 в. Мюнхенская глиптотека.
Портрет Юлии Домны, жены Септимия Севера. кон. 2- нач. 3 в. Мюнхенская глиптотека.
Портрет императора Максимина Фракийца. Ок. 235 н. э. Мрамор. Капитолийские музеи. Рим.
Портрет Марка Аврелия Антонина (Каракалла).3 в. н.э.Государственные музеи Берлина