Мазолино да Паникале (Masolino da Panicale)

Jul 31, 2010 12:51

Мазолино или Мазолино да Паникале (итал. Masolino da Panicale; род. около 1383, Паникале (в долине р. Арно) - около 1440) - прозвище, под которым известен итальянский живописец Томмазо да Кристофоро-Фини.
Как принято считать, он учился у знаменитого флорентийского золотых дел мастера и скульптора Лоренцо Гиберти.
В 1423 г. становится членом цеха флорентийских художников.
К этому же времени относят самое раннее произведение Мазолино - Мадонну с младенцем, написанную в Бремене в 1423.



Мадонна с младенцем. 1423г. Мазолино да Паникале. Кунстхалле, Бремен.

Мазолино также работает в Риме, работает в Венгрии у короля Сигизмунда* (1425-27), в Кастильоне ди Олонна (близ Милана), но преимущественно во Флоренции. Становление художественной манеры происходит под влиянием Джентиле да Фабриано (готические традиции) и Мазаччо. Последний вводит Мазолино в реформаторские художественные круги Флоренции.
В истории искусства Мазолино занимает видное место - стремление к прогрессу и одновременно некоторая "джоттовская" сухость и наивность

В 1424 Мазолино начал цикл фресок в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В 1427 он был приглашен в Венгрию флорентийским кондотьером Пиппо Спано, находившимся в изгнании, и он поручил работу над фресками капеллы Бранкаччи своему ученику Мазаччо. Части этой росписи, созданные Мазолино до отъезда - Грехопадение, Проповедь св. Петра, Воскрешение Тавифы. Мазолино и Мазаччо часто работали вместе; и хотя Мазолино был старшим по возрасту, художник испытывал столь сильное воздействие искусства Мазаччо, что специалисты нередко затрудняются определить долю участия каждого из них в совместных работах. Прозвища Мазолино и Мазаччо, обозначающие Малый Фома и Большой Фома, возможно, отражают стремление заказчиков разграничить индивидуальности этих живописцев. После ранней смерти Мазаччо Мазолино да Паникале вернулся к стилю интернациональной готики, в русле которого живописец начинал свою творческую деятельность.

Из всех работ, которые ранее приписывались Мазолино, сейчас принято относить только следующие:
фрески в хоре коллегиальной церкви Кастильоне ди Олона (сцены из житий святого Стефана и святого Лаврентия, и сюжеты, относящиеся к Богородице), фрески в крестильнице того же городка (эпизоды из истории Иоанна Предтечи) и в капелле Бранкаччи, а также в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции (Грехопадение и «Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу*»).



Грехопадение. 1426-27гг. Мазолино да Паникале. Санта Мария дель Кармине, Флоренция.



Исцеление паралитика и воскрешение Тавифы. (левая часть) 1426-27гг. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.



Исцеление паралитика* и воскрешение Тавифы. (правая часть) 1426-27гг. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.



Проповедь Святого Петра. 1426-27гг. Мазолино да Паникале.Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

Некоторые художественные критики также считают его работой стенную роспись небольшой капеллы в базилике святого Климента в Риме («Сцены из жития святой Екатерины* Александрийской», «Благовещение» и прочее) - фрески, исполнителем которых Вазари, однако, называет Мазаччо.



Мученичество святой Екатерины. 1428-30гг.Мазолино да Паникале. Церковь Сан Клименте, Рим. Фреска.

Из других произведений мастера следует отметить цикл фресок в Эмполи в Тоскане (1424) и росписи Колледжаты в Кастильоне ди Олона в Ломбардии (между 1425 и 1435).



Благовещение. 1428-30гг.Мазолино да Паникале. Церковь Сан Клименте, Рим. Фреска.



Пир Ирода. 1435г. Мазолино да Паникале. Баптистерий, Кастильоне ди Олонна. Фреска.



Пир Ирода. Деталь. 1435г. Мазолино да Паникале. Баптистерий, Кастильоне ди Олонна. Фреска.

Умер Мазолино ок. 1447

Лучшей работой Мазолино да Паникале многие искусствоведы считают фреску «Философы Александрии» (1428-1430, Сан Клементе, Рим).


Философы Александрии. 1428-30гг.Мазолино да Паникале. Церковь Сан Клименте, Рим. Фреска.

1. * Сигизмунд - король венгерский (1387-1437), германский император (1411-1437).

2. Святой Петр исцеляет паралитика: " И  случилось так, что Петр, проходя  все эти церкви, спустился и  к святым, живущим в Лидде. И  там он нашел одного человека по имени Эней, уже восемь лет не встававшего с постели, так как был парализован. И сказал ему Петр: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос! встань и убери свою постель». И он тотчас встал. И увидели его все жители Лидды и Сарона, и все обратились к Господу. (Деяния Апостолов)

Воскрешение Тавифы. А  в Иоппии была некая ученица по имени Тавифа, что в переводе значит «Серна». Она была богата добрыми делами и щедро творила милостыню. И в те дни случилось так, что она заболела и умерла. Ее омыли и положили в верхней комнате. А так как недалеко от Иоппии была Лидда, ученики, услышав, что в Лидде Петр, послали к нему двух человек с просьбой: «Скорее иди к нам, не задерживайся!» И Петр, встав, пошел с ними. Когда он прибыл на место, его повели в комнату, что наверху. И обступили его все вдовы, плача и показывая рубашки и плащи, которые делала Серна, когда еще была с ними. Петр же, выслав всех вон и преклонив колени, помолился и, обратившись к телу, сказал: «Тавифа, встань!» И тогда она открыла глаза и, увидев Петра, села. Он же ей подал руку, помог встать и, позвав святых и вдов, представил им её живою. И стало об этом известно во всей Иоппии, и многие поверили в Господа. (Деяния Апостолов)

3. * Екатерина Александрийская (до крещения Доротея; 287-305) - христианская великомученица. Память совершается в Православной церкви 24 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви - 25 ноября.
Родилась в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия». Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой.

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века. Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, совершаемого Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Царь был поражён её красотой и пригласил после праздника к себе и попытался её убедить оставить христианскую веру. Для спора с образованной девушкой были приглашены многочисленные философы, которые были побеждены ею в споре, за что император предал их огню.

Максимин сам вновь пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам, но не смог этого добиться. По его приказу девушку били воловьими жилами, а затем заключили в темницу. Там её посетила супруга императора, называемая в житии Августой или Василисой (её привел друг императора военачальник Порфирий). Екатерина убедила её, Порфирия и пришедших с ними слуг в истинности христианской веры.
С целью устрашить Екатерину императорский вельможа Хурсаден предложил Максимину изготовить следующее орудие для пытки:
"Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, - то пусть примет мучительную смерть."

Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Узнав об этом супруга Максимина пришла и стала обличать своего супруга, исповедала себя христианкой и была казнена. Вслед за нею был казнён военачальник Порфирий и 200 воинов, обращённых Екатериной в христианство.
После этих событий Максимин вновь призвал к себе Екатерину и предложил сделать её своей женой, если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась и Максимиан приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.
Атрибуты святой Екатерины: корона, колесо с шипами, меч, кольцо, книги, пальмовая либо лавровая ветвь.

PS
Наверное, все-таки буду делать регулярные послесловия - свои собственные. Хотя бы на уровне - что понравилось больше всего. О. да. Иллюстрация номер раз выпуска - как-то так. Хит-парад. Ремарка. Отступление от азбучной истины и дат-циферок - математика для буквоедов. Голые эмоции - я их не стесняюсь, я ими горжусь. Кстати-кстати, а вы обратили внимание на обезьяну, спокойно идущую по кроме под окном в Исцелении паралитика? А простыни на просушку привлекли ваш взгляд? Чудо просходит, когда вы едите рисовую кашу на завтрак или брызгаете волосы лаком - то,что вы его не видите - не касается чуда. Это касается только вас.
Но Гран-при этого выпуска отдам Пиру Ирода - совмещенные сюжеты в едином пространстве, одновременная разновременность, разновременная одновременность - все происходит в одну секунду- в ту, которую смотришь на изображение - и все же разнесено во времени, разнесено в восприятии - в эту же самую секунду. Люди там - как фрески на фреске - плоские, слившиеся со стенами, люди-тени, люди-призраки, люди-миф. Необычные лица - недаром золотоволосая красавица выделена отдельно - посмотрите на нее больше чем три секунды. Неправильная перспектива - да нет никакой перспективы! - галерея совмещенная с горами - горы сразу прилипают к городсокй стене, ни сантиметра свободного просторанства - зачем? Что вы собираетесь там делать? на этих сантиметрах? Ощущение сна как реальности на расстоянии вытянутой руки - это фреска смотрит на вас. Бойтесь не соответствовать ее представлениям о прекрасном. - das_gift

христианские святые, библейские сцены и персонажи, Мадонна, Проторенессанс, Мазолино да Паникале, символы, Италия, фреска, Флоренция, темпера, Тоскана

Previous post Next post
Up