71 год назад, в ночь с 17-го на 18-е февраля 1945-го, в нацистком концлагере Маутхаузен погиб русский генерал Дмитрий Михайлович Карбышев. Он был генерал-лейтенантом инженерных войск и в момент начала Великой Отечественной находился у западных границ СССР, помогая в строительстве оборонительных укреплений. В августе 41-го, при попытке вырваться из окружения, генерал был захвачен в плен и началась история его заключения в фашистских застенках.
По началу, немцы обходились с ним хорошо и всячески пытались уговорить его принять их предложение о сотрудничестве, но воля генерала, несмотря на преклонный возраст (а на момент попадания в плен ему было 60 лет), была непреклонна. Более того, в каждом новом лагере, куда он попадал, Дмитрий Михайлович всегда старался поддержать товарищей по заключению, сплотить их и вселить в них ту же непоколебимую твёрдость, которой обладал сам. На предложение немцев освободиться из лагеря и вернуться к своей любимой военно-конструкторской деятельности генерал отвечал так: "Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной". Даже в тяжелейших условиях русского человека никогда не покидает чувство юмора и Дмитрий Михайлович прекрасно это подтверждал своим примером. Один из советских пленных офицеров уже после войны вспоминал: "Однажды мы с Дмитрием Михайловичем работали в сарае, обтесывали гранитные столбики для дорог, облицовочные и намогильные плиты. По поводу последних Карбышев (которому даже в самой трудной ситуации не изменяло чувство юмора), вдруг заметил: "Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие. Чем больше намогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте".
В ночь с 17-го на 18-е около тысячи пленных были загнаны немцами в душевую и оставлены под струями ледяной воды. Выжило немного, их спасло то, что они смогли продержаться до утра, когда немцы бежали, потому что к лагерю подошли союзные войска. Целый год судьба Карбышева оставалась неизвестна, и только в феврале 46-го канадский майор в госпитале под Лондоном рассказал представителям советской миссии о последнем дне Дмитрия Михайловича: "Мне осталось жить недолго, - сказал майор советскому офицеру, - поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической гибели советского генерала, благородная память о котором должна жить в сердцах людей. Я говорю о генерал-лейтенанте Карбышеве, вместе с которым мне пришлось побывать в немецких лагерях ... Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать все, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека".
16 августа 1946 г. генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Как записано в указе, это высокое звание присвоено генералу-герою, трагически погибшему в фашистском плену, "за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне".
Дмитрий Михайлович, кроме всего прочего, является одним из создателей Брестской крепости. Есть что-то глубоко символичное в том, что фашисты, несмотря на всю свою мощь, не смогли сломить крепость воли Карбышева, как не смогли они сломить сопротивление защитников Брестской крепости.
Дмитрий Михайлович Карбышев показал, что ни возраст, ни пленение не могут служить преградой для русского человека в святом деле служения своей Родине. Вечная слава Герою!