Заслуги Колчака: очередной пузырь в мутном потоке лжи - 1

May 12, 2017 09:06

Оригинал взят у barsukov в Заслуги Колчака: очередной пузырь в мутном потоке лжи - 1



Никита Михалков, бережно перекладывая и перелистывая как бы архивные папки уголовного дела Колчака,
старательно впаривает телезрителям идею о якобы благом "русском характере" осужденного адмирала

Заслуги Колчака: очередной пузырь в мутном потоке лжи - 2
Заслуги Колчака: очередной пузырь в мутном потоке лжи - 3
Спешу оговориться: здесь я ни в коем случае не собираюсь ругать мрачно знаменитого адмирала, осуждать его за преступления, что он совершил.

Этим чудовищным злодеяниям уже дана оценка как современниками Колчака, так нынешними судами. То есть о преступлениях Колчака достаточно написано в судебных решениях, и добавить к этому мне особо больше нечего.
Здесь же - то, что лишь вскользь обсуждалось в судах, моя попытка максимально сблизиться с господином Колчаком, постичь, так сказать, душу этой "исторической" личности. И попытка понять тех, кто его, Колчака, воспевает. Ведь прославители Колчака - люди образованные, известные, авторитетные. Уж они-то, казалось бы, не должны заблуждаться и тем более не должны лгать. Казалось, не должен был лгать режиссер Андрей Кравчук, поставивший в 2008 году фильм "Адмиралъ" (ода Колчаку). Тем более не должен был лгать известный режиссер Никита Михалков, совсем недавно (в конце 2016, что ли), выпустивший целую серию передач о Колчаке и о других "русских страдальцах", сбежавших когда-то из России на Запад и якобы мечтающих вернуться. Вот, кстати, одна из таких михалковских передач (посвященная как раз Колчаку). Как-никак, Михалков - депутат ГосДумы, слуга народа. Лгать собственному народу - кощунство особо изощренное. Впрочем, лжет ли нам Михалков или типа заблуждается - вопрос риторический.
Эт исследование можно назвать метафизическим обоснованием нашумевшего нашего административного иска о демонтаже памятной доски Колчаку, удовлетворение которого, по недавнему постановлению Санкт-Петербургского городского суда, обрело законную силу.

Так что же на самом деле? Действительно ли Колчак - столь выдающаяся личность, каковой рисует его наша нынешняя культурная элита?

Действительно ли заслуги его (Колчака) оказали такое влияние на историю страны, что стОят возвеличивания и увековечивания?

Документальные источники:
1. Санкт-Петербургский Государственный музей Арктики и Антарктики. Надо отметить, что музей этот - для России (быть может, и для всего мира) в своем роде единственный. Это вполне авторитетное учреждение культуры, заслуг Колчака, кстати, ни в коем случае не умаляющее.


Фотопортрет Колчака в музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге
(размещен в экспозиции Русской полярной экспедиции под таким же портретом руководителя экспедиции Э.В.Толля)

2. Искренне рад личному знакомству с директором музея Арктики и Антарктики Марией Васильевной Дукальской, которая очень помогла в этом исследовании. В частности, третья часть этого исследования (о действительно выдающихся исследователях Русского Севера) - почти дословное изложение экспертного мнения самой Марии Васильевны, против публикации которого она не возражала. Пользуясь случаем, выражаю здесь сердечную благодарность Марии Васильевне и за оказанное содействие в сборе документального материала, и за компетентную научно-исследовательскую историко-культурологическую оценку личности Колчака, которая как раз целью исследования и является.
Кроме экспозиции музея Арктики и Антарктики, здесь изучены:
3. Показания Колчака (Стенографический отчет, опубликованный в 1925 г.) следственной комиссии, принявшей впоследствии решение о его расстреле (именно на эти показания, кстати, ссылается режиссер Никита Михалков, объявляя их чуть ли не завещанием потомкам),
4. Документальное описание «Экспедиция века (Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах)». - СПб.: РГМАА, 2012. - 352 с. Книга издана по рукописи одного из первооткрывателей Северной Земли (одного из участников этой экспедиции) действительно заслуженых и выдающихся полярных исследователей Николая Ивановича Евгенова и Валерия Николаевича Купецкого под научной редакцией С.Н.Мишина.
Колчак не заслуживает увековечивания не только и не столько потому что он совершил преступления против человечности, в связи с чем ему впоследствии было отказано в реабилитации. А еще и потому, что кроме как в период его пребывания в качестве так называемого Верховного Правителя России (как раз в связи с которым он был впоследствии осужден без права на реабилитацию), Колчак не проявил качеств, в связи с которыми можно было бы судить о каком-то вкладе его в Историю России. Другими словами, это вполне себе заурядная личность. Колчак имел определенные заслуги, но выдающейся личностью он не являлся и таковой называться не может.

Это следует, в частности, из его (Колчака) собственных показаний во время допроса следственной комиссией в 1920 году, в которых сам Колчак достаточно скромно оценивает свои собственные исследовательские и военные заслуги. Кроме того, имеются объективные исторические сведения, которые не оспариваются (могут быть подтверждены) сторонами и/или признаны судом общеизвестными, которые подтверждают, что в действительности А.В.Колчак являлся вполне заурядным морским офицером и исследователем, и что первоочередное право считаться выдающимися офицерами, учеными и исследователями, связанными с Санкт-Петербургом, в бОльшей мере заслуживают другие исторические личности, в том числе вместе с которыми и под руководством которых осуществлял свою деятельность А.В.Колчак, и на фоне которых особая роль Колчака в научных исследованиях и военном деле оказывается весьма заурядной, НЕвыдающейся, НЕ заслуживающей увековечивания.

Отдельная оговорка о якобы признании заслуг Колчака в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 15 июля 2005 г. № 433 "О переименовании географического объекта в Карском море" о переименовании острова Расторгуева в остров Колчака. - Остров переименован для возвращения изначального географического наименования, а не для увековечивания  памяти Колчака. Какое-то время остров Колчака назывался именем Степана Расторгуева, наряду с Колчаком участвовавшим в Русской полярной экспедиции 1900-1902 г. (под руководством Э.В.Толля), а постановлением Правительства первоначальное наименование было возвращено, о чем в Постановлении так и указано. Признанием заслуг это не является, Правительство России в лукавстве, таким образом, уличено быть не может.

Александр Васильевич Колчак родился в Санкт-Петербурге 4 ноября (16 ноября) 1874 года.
В качестве исследователя и военного деятеля (офицера) Колчак участвовал в двух полярных экспедициях:
1. Русской полярной экспедиции (на шхуне «Заря») 1900-1902 г., закончившейся поисками ее руководителя Э.В. Толя, и
2. Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 г.г. под руководством полковника Б.А.Вилькицкого.

Первой арктической научно-исследовательской экспедицией в жизни А.В.Колчака (в возрасте 26 лет) была Русская полярная экспедиция (на шхуне «Заря») под руководством барона Э.В.Толля 1900-1902 г., имевшая целями исследование морских течений и поиск новых островов (в том числе и в частности поиск легендарной «Арктиды», или «Земли Санникова») в Северном Ледовитом океане.
Идейным вдохновителем и руководителем экспедиции (в том числе научным) являлся, как указано выше, барон Эдуард Васильевич Толль (1858 - 1902 г.г., который в 1887-1902 г.г. (за исключением выходов в полярные экспедиции 1893 и в 1900 г.г.) также жил и вел научную деятельность в Санкт-Петербурге. Командиром шхуны «Заря» являлся лейтенант Н.Н.Коломейцев, который в апреле 1901 г. в сопровождении матроса Степана Расторгуева в результате разногласий с руководителем (Э.В.Толлем) покинули экспедицию и по пути в Санкт-Петербург открыли впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева, а в Пясинском заливе - остров Расторгуева. Следующим командиром шхуны «Заря» был назначен лейтенант Фёдор Андреевич Матисен (1872-1921), который командовал шхуной до ее посадки на мель в бухте Тикси сентябре 1902 г.
Именем Ф.А.Матисена названы следующие географические объекты:
- гора Матисена на острове Шпицберген. Названа в 1899-1901 гг. экспедицией по «градусному измерению»;
- пролив Матисена на юге архипелага Норденшельда. Назван в 1901 г. Э. В. Толем;
- мыс Матисена на острове Подкова в шхерах Минина. Название утверждено решением Диксонского райисполкома 28 февраля 1973 г.

В экспедиции на «Заре» принимал участие также зоолог и фотограф Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля (1864 - 1937, Ленинград); также как и Колчак, и как другие более 70 исследователей, А.А.Бялыницкий-Бируля был награжден Золотой Константиновской медалью Русского географического общества.
Именем А.А.Бялыницкого-Бирули назван залив на полуострове Заря Берега Харитона Лаптева (назвал Э. В. Толль в 1901 г.);

Кроме названных лиц, в экспедиции участвовали врач-бактериолог и зоолог Г. Э. Вальтер, боцман Никифор Бегичев, старший машинист Эдуард Огрин, матросы Семён Евстифеев, Сергей Толстов, Алексей Семяшкин (впоследствии заменён Петром Стрижёвым), Иван Малыгин, Василий Железняков, Николай Безбородов, второй машинист Эдуард Ширвинский, старший кочегар Иван Клюг, второй кочегар Гавриил Пузырёв, третий кочегар Трифон Носов, повар Фома Яскевич.


Команда «Зари» (Колчак - в верхнем ряду)
Гидрограф экспедиции лейтенант Колчак был одним из самых молодых участников экспедиции (возраст - 26 лет) и, в отличие от большинства других участников, до этой экспедиции в Арктике не бывал; Колчак изначально не мог быть и в итоге не явился выдающейся личностью, внесшим какой-либо выдающийся вклад в эту экспедицию.
Об операции по спасению группы Э.В.Толля.
5 июля 1902 года Э.В.Толль покинул «Зарю» в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и зверопромышленников Василия Горохова и Николая Дьяконова, которые впоследствии переправились на остров Беннета, откуда, не дождавшись «Зари» (было условлено, что команда «Зари» присоединится к группе Э.В.Толля на острове Беннета), попытались переправиться на материк самостоятельно и затем пропали без вести. Группа Э.В.Толля при сложившихся в то время обстоятельствах была практически обречена. В связи с этим Ф.А.Матисен отказался возглавить спасение группы Э.В.Толля, считая это заведомой авантюрой. Спасение Э.Толля, которым вызвался руководить А.В.Колчак, закономерно закончилось лишь обнаружением места стоянки пропавшей группы. Частная поисковая операция в одной экспедиции никоим образом не может сделать и не делает исследовательские качества А.В.Колчака выдающимися.
Команда «Зари» задачи по эвакуации группы Толля с острова Беннета не выполнила, пытаясь эвакуировать находящихся на острове Новая Сибирь группу А.А.Бялыницкого-Бирули (группа Бирули находилась ближе к материку, нежели группа Толля, и потому группе Бирули удалось затем добраться до континента самостоятельно). 23 августа 1902 г. по решению А.Ф.Матисена (которое было согласовано с другим офицером команды - А.В.Колчаком) шхуна «Заря» повернула на юг (ОТ острова Беннета, где находилась группа Толля) и в сентябре 1902 г. шхуна была посажена на мель в бухте Тикси. После чего команда шхуны к началу декабря 1902 г. прибыла в Санкт-Петербург. Из Санкт-Петербурга была организована спасательная экспедиция группы Толля. В связи с отказом А.Ф.Матисена руководить спасением (мотивирован был заведомой бессмысленностью спасательной операции) по предложению учёного секретаря Русской полярной экспедиции В.Л.Бианки был назначен А.В.Колчак. Колчак, добравшийся до острова Беннета, обнаружил дневники Толля, которые впоследствии были опубликованы его (Толля) вдовой. Других следов группы Э.В.Толля обнаружено не было.
Таким образом, первая арктическая экспедиция НЕ выделяет Колчака в разряд выдающихся офицеров или ученых-исследователей. Награждение Колчака в 1905 году Золотой Константиновской медалью Русского географического общества также не выделяет его (Колчака) в разряд выдающихся исследователей; такой же наградой были отмечены были в разное время еще 73 человека, в том числе и в частности: Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля (упомянутый выше зоолог-фотограф, участвовавший в экспедиции Э.В.Толля вместе с Колчаком, его (Колчака) близкий друг), полковник Борис Андреевич Вилькицкий (руководитель другой арктической экспедиции, в которой Колчак участвовал на начальном её этапе), и многие другие офицеры и/или исследователи.
Заурядность личности Колчака, фактическое признание НЕсущественности его (Колчака) заслуг после первой его арктической экспедиции подтверждена впоследствии также достаточно заурядными назначениями и вполне рутинными поручениями, отдаваемыми Колчаку его командирами (в частности, его прямым начальником: выдающимся русским военно-морским деятелем, океанографом, полярным исследователем, кораблестроителем, вице-адмиралом С.О.Макаровым) в ходе случившейся вскоре русско-японской войны 1904-1905 г.г., о чем будет указано в продолжении.

Продолжение следует.

Previous post Next post
Up