Очередные тревожные новости из Белоруссии...
Оригинал взят у
kotbayun1965 в
Белорусскому руководству понадобились иностранные кредиты Не так часто из братской Белоруссии приходят новости, позволяющие проанализировать состояние дел в том или ином сегменте белорусской экономики. В самом конце минувшего года на сайте президента Белоруссии появилась информация, которая позволяет бросить взгляд на состояние внешней задолженности братского государства.
26 декабря, во время совещания по вопросам привлечения внешнего финансирования, президент Белоруссии Александр Лукашенко
поручил правительству уделить особое внимание получению иностранных кредитов. В ходе совещания Александр Лукашенко также отметил, что работать необходимо как с белорусскими филиалами российских банков, так и с западными банками. Однако, по словам президента, при привлечении иностранных кредитов необходимо всегда иметь в виду экономическую безопасность и уровень золотовалютных резервов страны. Лукашенко
подчеркнул, что «условия привлечения финансов должны соответствовать исключительно государственным интересам, иметь ясные перспективы и цель».
Если убрать все положенные в подобных случаях кружева о «государственных интересах», то ключевой здесь, на мой взгляд, является фраза о том, что нужно развивать отношения не только с белорусскими филиалами российских банков, но и с западными банками. Утверждать это мне позволяют непрекращающиеся усилия белорусского руководства, направленные на развитие связей Белоруссии с Западом, в первую очередь со странами Евросоюза. На это указывает ряд фактов.
Прежде всего, хотя кредиты, предоставляемые Белоруссии финансовым институтом Евразийского экономического союза, Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР), обеспечивают стране наиболее благоприятные условия и в максимальной степени соответствуют ее интересам, белорусское руководство упорно добивается возможности кредитоваться в МВФ и в западных банках. Кроме того, официальный Минск в последнее время уделяет особое внимание развитию программ
трансграничного сотрудничества со странами ЕС в рамках Европейского инструмента соседства на 2014-2020 годы. Уже действует
программа трансграничного сотрудничества «Латвия-Литва-Беларусь». В правительстве Белоруссии
одобрен проект соглашений о финансировании трансграничного сотрудничества в рамках программы «Польша-Украина-Беларусь».
При этом следует иметь в виду, что, хотя приграничное сотрудничество позволяет граничащим с ЕС регионам получать от европейских партнеров до 1 млн евро на каждый проект, программы «трансграничного сотрудничества» не так безобидны, как кажется. Их главной целью является ускорение процессов интеграции в Европу стран-участниц программы. К чему ведет такая интеграция, хорошо видно на примере экономик Молдавии и Украины. Не случайно поэтому усилия белорусских властей носят явно обоюдный характер. Доказательство тому - фактическая отмена Евросоюзом в 2016 году экономических санкций в отношении Белоруссии.
Между тем,
состояние внешнего долга Белоруссии не может внушать оптимизма. С 2001 года отмечается устойчивый рост внешней задолженности. В 2001-2015 годах объем внешнего долга страны увеличивался в абсолютном выражении. Так, если на 1 января 2001 года объем валового внешнего долга Республики составлял около 2 млрд долл. США, то к началу 2015 года этот показатель превысил 40 млрд долл., то есть внешняя задолженность страны выросла примерно в 20 раз. С начала 2015 года, в условия падания ВВП Белоруссии, внешний долг продолжил расти в относительных показателях. Если к началу 2015 года размер валового внешнего долга составлял 52,7% от ВВП Республики, то к концу года отношение внешней задолженности к ВВП выросло до 62,4%.
И в 2016 году внешний долг Белоруссии
продолжал расти. Только с января по июль он увеличился на 6,8%, или 47 млн долл. И это с учетом, что часть внешнего долга (525,8 млн долл.) за этот период была погашена. Белоруссия получила взаймы 1303 млн долл. Самые крупные кредиторы страны - Евразийский фонд стабилизации и развития, правительство и банки РФ, а также банки Китая.
Решение этой, а также большинства прочих экономических проблем во всех республиках бывшего СССР, лежит только на пути интеграции постсоветского пространства. Любые попытки обеспечить успешную работу национальной экономики, опираясь на развитие сотрудничества в иных направлениях, обречены на неудачу. Подтверждение этого мы можем видеть и в странах Прибалтики, и в Киргизии, и в Молдавии, и на Украине. Превращать Белоруссию в полигон для еще одного подобного рода экономического эксперимента по меньшей мере недальновидно.