Русская культура. Пункт пятый.

Mar 30, 2014 14:11

Прочитал на Снобе эссе Александра Янова «Зачем России Европа?»

Янов - советский и американский историк, политолог и публицист. Занимался историей славянофильства. Защитил диссертацию «Славянофилы и Константин Леонтьев. Вырождение русского национализма. 1839-1891». Автор трилогии «Европа и Россия»
В извечном споре между западниками и славянофилами о национальной идентичности и векторах развития рассматривает историю России в терминах колебаний, волновой структуры, маятника.

Эта маятниковая модель, описывющая попеременную смену либеральных и патерналистских фаз русской государственности напомнила мне универсальную схему чередования художественных направлений, так называемую «парадигму Чижевского».
Согласно этой схеме, в истории искусств чередуются противоположные периоды «внешнего» и «внутреннего»,  экстравертного и интровертного. Примером направления, обращенного во вне, в мир, где содержание главенствует над формой, является Ренессанс. Пример «интровертного» направления, где форма главенствует над содержанием - барокко.
Используя периодизацию и характеристики Янова, я попытался наложить на них хронологию истории искусства России и Европы. Зачем? Ну явно с умыслом!

В постоянных теоретических и практических спорах по поводу украинского кризиса полемика обычно развивается по сценарию последовательного обсуждения бинарных оппозиций: Россия/Украна, патриотизм/либерализм, европейская культура/русская культура. Для первых двух случаев достаточно риторики в стиле «деды воевали» и «у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока», но в этом случае довольно быстро срабатывает «закон Годвина».
Если же шапко-закидательство и демагогические приёмы не применяются (что, конечно, возможно лишь при взаимной договоренности сторон и переходе от полемики к диалогу), «Собственная гордость» и национальная идентичность в культуре требует примеров из истории искусства. Попробую их привести и на основании этих примеров постараюсь объяснить, что, с моей точки зрения, русское искусство не противстоит Европе.
Напротив. Оно практически полностью  развивается под влиянием и во взаимосвязи с европейской культурой,  частично является её частью (когда впрямую привлекаются европейские авторы), частично является ответной реакцией русской творческой интеллигенции на закручивание режимом патерналистских гаек.

Иными словами, русское искусство абсолютно не «патриотично», и  развивая европейскую культурную традицию, оно не имеет собственно «русской» национальной стилистической окраски. То есть его нельзя противопоставить искусству европейскому, как, например, искусство индии. При этом совпадение  наших с Европой культурных кодов не исключает возможность обнаружить в сувенирной лавке условную матрёшку/самовар - все-таки Азия рядом.
Ещё раз.  Я не доказываю, вслед за Яновым, что Россия является обычной европейской страной, волею обстоятельств периодически захватываемой «вежливыми» и не очень людьми без опознавательных знаков, но с весьма знакомыми со времен орды повадками. Это и так ясно. Я не спорю с тем же самым Дугиным, что субъектом истории является народ. Но результатом истории является культура,  в памятниках  искусства которой нам эта самая история, собственно, и дана. И я, собственно, рассматриваю эти самые памятники на предмет их «пятого пункта».

Могу проследить следующие закономерности:
1. Качественный анализ. Подавляющее большинство памятников и произведений, составляющие основу, золотой фонд русского искусства имеют ярко выраженный европейский акцент и соответствующий профиль.
2. Колличественный аннализ. Колличество памятников култьуры Европы любого периода  в разы превышает колличество русских памятников.
3. Темпоральный анализ. В периоды «европейской ориентации» политического курса России колличество её культурных памятников резко возрастает, и напротив,  в периоды изоляции от европейского влияния в русском искусстве возникает стагнация.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что всё вышесказанное является сугубо личной, не претендующей на объективность попыткой хотя-бы немного структурировать разрозненную информацию о русской и европейской культурах в рамках одного обзора. Итак...

X - середина XIII века.
Киевско-Новгородская Русь.
«Протогосударственный конгломерат варяжских княжеств и вечевых городов, известный под именем Киевско-Новгородской Руси, воспринимает себя (и воспринимается в мире) как неотъемлемая часть Европы.»
В европейском искусстве - романский стиль.

Середина XIII - середина XV века.
Иго.
«Русь завоевана, насильственно сбита с европейской орбиты, становится западной окраиной степной евразийской империи. И катастрофически отстает от Европы. «Иго, -- признает даже “патриотически настроенный” современный историк (В.В. Ильин), -- сдерживая экономическое развитие... подрывая культуру, хозяйство, торпедируя рост городов, ремесел, торговли, породило капитальную для России проблему политического и социально-экономического отставания от Европы».
В живописи - Феофан Грек, Андрей Рублёв.
В Европе в это время Черная смерть (1346-1353), готика, проторенессанс: Джотто, Данте, Фома Аквинский.

Середина XV - середина XVI веков.
Возрождение и Реформация.
«На волне освободительного движения Русь ВОЗВРАЩАЕТСЯ к своей первоначальной европейской идентичности. Становится обыкновенной североевропейской страной (ее южная граница проходит в районе Воронежа, ее культурный и хозяйственный центры - на Севере)
Крестьянство тогдашней Руси было свободно, защищено «крестьянской конституцией Ивана III», известной в просторечии как Юрьев день. Великая реформа 1550-х не только освобождает крестьян от произвола «кормленщиков». На Руси, как в Швеции, появляется слой крестьян-собственников, более могущественных и богатых, чем помещики. Все это сопровождается, опять же как в Швеции, неожиданным после Орды и мощным расцветом идейного плюрализма. Четыре поколения нестяжателей борются против монастырского стяжания -- за церковную Реформацию.»
Реформы. Судебник 1497 года. Юрьев день (право крестьян на переход к другому землевладельцу) Полуустав.
В Москове и Владимире работают итальянские архитекторы - Фиорованти, Соллари, Руффо (Московский Кремль - аналог замка Скалигеров в Вероне и замка Сфорца в Милане, Успенский и Архангельский  соборы, Грановитая Палата, колокольня Иван Великий)
В Европе - Высокое Возрождение, да Винчи, Микеланджело, Эразм, Мартин Лютер, Коперник.
Середина XVI - XVII век.
Контрреформация.
«В1560-е, перед лицом необратимости европейского преобразования впервые создалась смертельно опасная для ордынских приобретений церкви ситуация.» Борьба с “жидовствующими” - нестяжателями.
Иван Грозный. Опричнина. Отмена “Юрьего дня”. Сакральное самодержавие. Террор.
В Европе - эпоха Барокко, Лопе де Вега, Шекспир и Сервантес.

Московия.
«Повторяется история ига: хозяйственный упадок, "торпедируется" рост городов, ремесел, торговли. Крестьянство "умерло в законе". Утверждается военно-имперская государственность. На столетие Русь застревает в историческом тупике, превращаясь в угрюмую, фундаменталистскую, перманентно стагнирующую страну, навсегда, казалось, культурно отставшую от Европы. Довольно сказать, что оракулом Московии в космографии был Кузьма Индикоплов, египетский монах VI века, полагавший землю четырехугольной. Это в эпоху Ньютона - после Коперника, Кеплера и Галилея. Добавьте к этому, что по словам того же Ключевского Московия «считала себя единственной истинно правоверной в мире, своё понимание Божества исключительно правильным. Творца вселенной представляла своим собственным русским богом, никому более не принадлежащим и неведомым". Страна дичала.И ничего, кроме глухой ненависти к опасной Европе и «русского бога», новая власть предложить ей не могла.»
В Европе - Расцвет Барокко и Классицизма. Рубенс, Караваджо, Веласкес, Мольер, Джонотан Свифт, Вивальди, Бах. Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Начало XVIII - начало XIX веков.
Эпоха Просвещения.
«Петр уничтожает иосифлянский фундаментализм и снова поворачивает страну лицом к Европе, возвращая ей первоначальную идентичность. Цена выхода из московитского тупика оказалась непомерной (куда страшнее, чем выход из советского в конце ХХ века). Полицейское государство, террор, крепостничество превращается в рабство, страна буквально разорвана пополам. Ее рабовладельческая элита шагнула в Европу, оставив подавляющую массу населения, крестьянство, прозябать в иосифлянской Московии.
Но европейская идентичность делала свое дело, «дело Петра переросло его замыслы и переделанная им Россия зажила жизнью гораздо более богатой и сложной, чем та, которую он так свирепо ей навязывал…»
Секуляризация культуры. Гражданский шрифт.
Петербург. Петровское барокко: Трезини, Фонтана.
Елизаветинский барокко: Растрелли.
Классицизм: Валлен-Деламот, Ринальди, Кваренги.
Академия художеств.  Развитие науки. Ломоносов. Академия наук.
Александр I. Либеральные реформы. Война 1812 года. Венский конгресс.
Ломоносов. Державин, Пушкин, Лермонтов. Декабристы.
Баженов, Казаков. Рокотов, Левицкий, Боровиковский.
В Европе - расцвет Классицизма, начало Романтизма: Моцарт, Бетховен, Шуберт. Вольтер, Юм, Дидро, Кант. Шиллер и Гёте.

Вторая четверть XIX века.
Ампир. Реакция на просвещение. «Горе от ума» и «Мёртвые души»
Николай I. «Социальной базой второй самодержавной революции была масса провинциального дворянства, все эти гоголевские Ноздревы и Собакевичи, до смерти перепуганные перспективой потери своего «живого» имущества. Тон задавали императорский двор, исполнявший роль парламента самодержавной государственности, и «патриотически настроенные» интелектуалы.»
Победа над Наполеоном используется как демагогический аргумент в отношении к европейскому Просвещению: ведётся борьба со странно знакомыми сегодня  «пренебрежением традиционными ценностями», «вседозволенностью» и «воинствующим атеизмом». Россия опять отреклась от своей европейской идентичности. Крымская война.
В русском искусстве - академизм: Мартос, Брюллов.
В Европе - немецкий идеализм: Гегель, Шеллинг. Кьркегор, Шопенгауэр.
Гойя, Делакруа, Энгр.
Шопен, Мендельсон, Шуман.
Эдгар По, братья Гримм, Андерсен.

Третья четветь XIX века.
«Ожидание чуда»
«Робкая оттепель, наступившая после смерти Николая, превращалась помаленьку в неостановимую весну преобразований.»
Александр II. Широкомасштабные реформы. Отмена крепостного права. Понимание обществом того, что сфабрикованная николаевскими политтехнологами «русская цивилизация» -- фантом и пора России возвращаться в ОБЩЕЕ европейское лоно.
В России - ампирная эклектика: Штакенштейдер, Тон, Быковский.
Достоевский. Толстой. Глинка.
В Европе: Виктор Гюго, Бодлер, Рембо. Ницше. Вагнер.
Последняя четверть XIX века - 1905 год.
Эпоха разочарования. Модерн.
«Рванувшись на волне огромных общественных ожиданий в Европу, Россия остановилась на полдороге. Не вписывалась она в Европу со своим архаическим «сакральным самодержавием» и общинным рабством. Но и обратно к николаевскому патернализму не вернулась, несмотря на все старания Александра III.»
Александр III. Отход от либерального курса. Манифест о незыблемости самодержавия. Усиление полицейского режима. Славянофильство.
Ответная реакция обманутого либерального общества.
Радикализация: террористические организации.
Народничество.
«Но даже режим спецслужб при Александре III не смог на этот раз убить в русской интеллигенции уверенность в европейском будущем России, обретенную во времена Великой реформы. Наконец-то обрела она веру. Великой литературой, Болдинской осенью русской культуры ответила на это благодарная русская интеллигенция. Отныне - и до конца постниколаевской эры --была в ее глазах Россия лишь «запоздалой Европой». Вот-вот, за ближайшим поворотом чудилась ей новая Великая реформа.»
Музыка - романтизм: Мусоргский, Бородин,Чайковский, Римский-Корсаков.
Живопись, архитектура - модерн. Передвижники.
Литература - символизм: Брюсов, Бальмонт, Белый, Блок. Чехов. Серебряный век.
В Европе - Дебюсси, Равель, импрессионисты. Гауди. Гуссерль. Фрейд. Юнг.
1905 год - 1930-е годы.
Модернизм.
Николай II. Манифест 17 октября. Парламент. Конституция. Революция 1917 года. Эмиграция. Первые годы советской власти. НЭП.
Русский авангард. Конструктивизм.
Маяковский. Бабель. Платонов. Булгаков.
В Европе - Рильке, Пруст, Кафка, Джойс.
Хайдеггер, Рассел, Витгенштейн.

Далее пунктиром.
1930 - 1950-е годы.
Противостояние империй.
Гитлеризм/сталинизм.
Середина 1950-х - середина1960-х.
Хрущевская оттепель.
Середина 1960-х - 1990 год.
Холодная война.
1990 - середина 2000-х.
Падение Железного занавеса.
Перестройка и евроинтеграция. Горбачев, Ельцин, ранний Путин.
Середина 2000-х - 2014 год.
Построение путинской империи.
Отход от либерального курса и ставка на деевропезацию России.
Намеренно не делаю каких-либо выводов и еще раз отсылаю читателя к первоисточнику - замечателному эссе Александра Янова «Зачем России Европа?»
 
Previous post Next post
Up