Кояанискатси / Koyaanisqatsi
Дата премьеры: 27 апреля 1982 г.
Страна производства: США
Режиссёр: Годфри Реджио
Сценарий: Годфри Реджио, Рон Фрике и другие.
Жанр: документальный
Во времена, когда ещë не было дронов и Ю-Тьюба, режиссёр Годфри Реджио снял философский документальный фильм "Кояанискатси" с видами американской индейской пустыни, облаков, проплывающих в отражении зеркальных окон небоскрёбов, военной техники, городского человейника. Смотрела в три захода, два раза уснула. Это мой 42-й по счёту фильм из сотни великого мирового кино, опубликованного на сайте Министерства культуры РФ. Потихоньку продвигаюсь в просмотрах классики.
«Koyaanisqatsi» - с языка индейцев племени хопи - это беспорядочная жизнь, на грани распада, жизнь вне баланса, жизнь, требующая изменений во имя продолжения жизни.
В фильме нет сюжетной линии в привычном понимании. Он абстрактный. Величественные виды природы сменяются небоскрёбами мегаполисов, станциями метро, супермаркетами и усталыми лицами людей, которые живут цивилизованной жизнью. Картина представляет собой сочетание документальных кадров и музыкальных композиций, направленных на критическое осмысление общества потребления и его воздействия на окружающую среду. Фильм-размышление.
Безделье, алкоголизм, нелюбовь к себе ведут к разрушению внутреннего мира и всего окружающего. Режиссëр снимал фильм три года, наслаждаясь моментами взрывов ракет, шумящего города, ночных полëтов. ещë три года ушло на написание музыки и монтаж. Шесть лет жизни уложились в полтора часа экранного времени. В фильме используются различные техники монтажа, чтобы создать ощущение непрерывности и потока событий. Композитор Филип Гласс посмотрел черновую версию фильма и написал для него музыку. Потом Реджио перемонтировал весь фильм так, чтобы изображение целиком соответствовало звуку. В течение нескольких лет после премьеры «Койяанискаци» Гласс ездил с гастролями, где фильм демонстрировался с его живым аккомпанементом.
Основная мысль - показать, что вся человеческая цивилизация пошла неверным путём. Люди слишком увлеклись техническим прогрессом и стали его рабами, разрушая себя изнутри, превращаясь в зомбированных экранами пешек, которыми управляет невидимая и безжалостная сила.
Визуальный ряд даëт понять, что там, где живëт человек, убита природа, равнодушно пересекаются человеческие и автомобильные потоки. А где нетронутая природа, там гармония. Точка зрения автора мне понятна, но не близка. Мне нравятся и природа, и достижения цивилизации.