Apr 05, 2020 12:23
Опера. Премьера состоялась 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра
Постановка: Мариинский театр, 1990 г.
Режиссёр: Андрей Тарковский
Либретто: по одноименной трагедии А.С. Пушкина и "Истории Государства Российского" Николая Карамзина
Хор и Оркестр Мариинского Театра
Дирижёр - Валерий Гергиев
Партии исполняют: Роберт Ллойд (Борис Годунов), Ольга Бородина (Марина Мнишек), Алексей Стеблянко (Дмитрий).
Узрела постановку Мариинского театра. Опера длится три с половиной часа. В своей первой редакции Мусоргский выписал каждое движение исполнителей на сцене, вплоть до мимики на лице. Многие исследователи сравнивают её со сценарием кинофильма. Из минусов - когда поёт хор, не всегда можно разобрать слова.
Удивилась, что постановщиком был Андрей Тарковский. Это единственная опера, которую он срежиссировал. Сделал он это в 1983 году на сцене лондонской Королевской оперы «Ковент-Гарден». Партию Годунова исполнил британец Роберт Ллойд. В постановке 1990 года, которую я смотрела, выходил он же. Было немного боязно приступать к просмотру русской оперы, где главную роль исполнил иностранец, но я не разочаровалась. На акцент перестаёшь обращать внимание. Масштабное, эпическое действие. Финальная сцена впечатляет.
Имя Борис - роковое для российской истории. Это яркие, властолюбивые мужчины, способные устроить смуту в жизни целой страны. Годунов был первым царём, избранным народом. Ельцин - первым всенародно избранным главой России.
Опера полотном, палитрой красок напомнила картину В.М. Васнецова «Крещение Руси». Визуально очень насыщенно и красиво. И хоровое пение похоже на исполнение молитв в православной церкви. Эстетически всё на высоте.
В интервью корреспонденту газеты «Таймс» в 1983 году А. Тарковский сказал: «Меня занимает главным образом внутренняя драма самого Бориса, и я думаю, что если бы я снимал эту оперу, то фильм получился бы камерный, интимный. В центре “Бориса” проблема не власти, но человека, сломленного властью».
В 1998 году я закончила Исторический лицей при РГГУ, хотела поступать в Историко-архивный институт. Мне нравится читать про это время - после смерти Ивана Грозного. Что-то есть в этом стихийное, жуткое, бунтующее, бессмысленное. И очень притягательное. Как будто смотришь в бездну.
балет-театр-опера