Старосветские помещики
Моноспектакль.
Телеверсия: 1952 год.
Режиссёры: Игорь Ильинский, Юрий Сааков.
В ролях: Игорь Ильинский
Ссылка:
https://www.youtube.com/watch?v=lWQAwymZQ7k Цитаты:
- А что, Пульхерия Ивановна, что б поесть?
- А что ж такого поесть, Афанасий Иванович? Может быть, вареников с вишнями, которых приказала нарочно для Вас оставить?
- И то добре, - говорил Афанасий Иванович.
- А то, может, съели бы киселику?
- И то хорошо.
(С)
После мозгоштурмовой недели на работе хочется отдохнуть душой, переключиться. Оставить мысли о людях в покое. Прекратить оценивать окружающий мир, сравнивая его со стандартами, внушёнными мне другими. Свернуть на время или навсегда в рулон картину мира, нарисованную с детства, и дополненную сорокалетним жизненным опытом. Тяжёлые думы мешают спать. Они - моё слабое звено. Выход - меньше думать. Отложить, переключиться, забыть. Как обесточить эмоции? От переживаний ситуация не изменится, а здоровье от стресса ухудшится. Отключиться и расслабиться мне помогают общение с 16-летним сыном, мои тринадцать лучших подруг, у которых всегда можно спросить совета, искусство, прогулки пешком, интересные романы, готовка вкусной еды. Они превращают сердечную пустыню в оазис.
Моноспектакль, записанный на плёнку в 1952 году, великим советским актёром Игорем Ильинским, чтецом от бога, по произведению гениального русского писателя Н.В. Гоголя, - редкое удовольствие, которое затронет за живое в долгожданный выходной день. История любви старичков, всю жизнь проживших бок о бок. Несколько раз отлично проплакалась, сняла напряжение. Светлое чувство грусти после просмотра. Рекомендую.
Фрагменты из книги Игоря Ильинского «Сам о себе» (1984):
«Хороших чтецов у нас мало по одной простой причине. Хорошие актёры, которые могли бы быть полезны в этом жанре, заняты работой в театрах, в кино, им некогда серьёзно заниматься репертуаром для художественного чтения. Работа на радио также отдаляет их от создания чтецкого репертуара: на радио не требуется такой отшлифовки, как на концертной эстраде, хотя бы уже потому, что не обязательно знание наизусть той вещи, которая читается. Это не может не отзываться на качестве, но на радио с этим легко мирятся.
Пожалуй, за мою жизнь не было большей творческой радости, чем та, которую я испытал, работая над «Старосветскими помещиками» Гоголя. Трудился я долго, примерно с год. Правда, бывали и перерывы. Регулярно я занимался этой повестью раза два-три в неделю, часа по два.
Эти занятия были для меня какой-то духовной ванной, духовным освежением. Я выходил из комнаты потрясённый, весь в слезах, но вместе с тем радостный, обновлённый, одухотворённый. Вот уж действительно я жил думами героев, их печалями, плакал их слезами, так как мои слезы становились уже слезами Афанасия Ивановича».
Когда думаю о какой-то проблеме, задаю себе вопросы: «Это будет важно через год? А через десять лет?». Помогает игнорировать всё, кроме самого важного.