Jun 02, 2014 10:35
Занятой я человек, поэтому порой, даже когда очень хочется, не успеваю писать рецензии на прочитанные книги. Но тут - и человек хороший, да и в «Народной фантастике» книга вышла одновременно с моей…
М. Кликин «Один»
История выживания в мире, где большинство людей в один прекрасный день начали мутировать в неизвестных существ. Компания друзей пытается - каждый по-своему - найти место в этом новом мире и остаться в уме.
Сразу могу сказать - затягивает. Умело использованы приемы создания интриги. Если говорить о стиле книги, то, наверное, уместен будет термин, который обычно применим к кино - мокьюментари. Автору хорошо удается эффект «живой камеры». Несмотря на то, что сразу заявлено: все - воспоминания героя, Бориса (Брюса) - мы вместе с ним мгновенно проваливаемся в пережитый им ужас, который так ярко отпечатался в его памяти, что выглядит реальнее того времени, в которое Брюс переносит эти воспоминания на бумагу.
Роман страшный и грустный. Особенно страшным показалась история "немца" - его спокойная решительность, по сути, представляющая собой крайнюю степень отчаяния.
Страшен сам главный герой, который - отчасти потому, что все действие разворачивается в его воспоминаниях - выглядит «посторонним», наблюдателем, склонившимся над банкой с жуками, которые пытаются сохранить иллюзию, что прежнюю жизнь можно вернуть. Брюс сразу понимает, что «как раньше» не будет уже никогда, и тотчас же - с удивительным упорством, начинает искать дорогу в родную стихию - в деревню. Он единственный из всей компании, кто так и не смог стать «городским» - поэтому и не оглядывается на оставленный город.
Он получает то, что хочет - требующую постоянного труда, но простую для ума и сердца жизнь; женщину, с душой, вываренной до белизны в котле пережитого ада.
Вообще, все получают то, чего хотят: Катя - самого перспективного мужчину на сотни километров вокруг, Димка - ураганный зомби-экшн с собой в главной роли, Оля - освобождение от тоски по родным и любимым, Таня - ситуацию, в которой она может показать себя и ее наконец-то заметят, Минтай - избавление от страха, что «найдут».
Деревенская жизнь Брюса выглядит такой же не очень настоящей, как и мечты остальных персонажей о возвращении прежней жизни - о возвращении в город. И появление чужаков, которые пытаются помочь, почти не вызывает отторжение - они так же нереальны.
Финал романа - несколько неожиданный для книги о зомби, и совершенно логичный для такого героя как Брюс. Люблю книги, в которых есть надежда на хорошее. Где герой достигает цели, терпеливо работая, а не благодаря удачному стечению обстоятельств. «Один» - именно такая книга.
читаю