Как делают глиняную посуду «Agami». Закулисье мастерской

Mar 29, 2022 14:28


Привет, с вами снова Даша - большая любительница рассказывать о сложных процессах простым языком. Сегодня мы с вами побываем в мастерской по производству глиняной посуды «Agami».





Держу в руках радостную веснушчатую кружку. Какие процессы стоят за её производством?



Наверняка первым образом, который приходит при упоминании производства посуды из глины является гончар, склонившийся над гончарным кругом.



Когда я пришла, гончар делал донышки у готовых изделий. Инструментом по имени «петля» он соскребает лишнее, чтобы горшок стоял на ножке, а не на плоском дне.



Видеть изделие со всех сторон гончару помогает зеркало.



После обработки донышек остаётся довольно много глины. Эдакая лапша.



Остатки не выбрасывают ни в коем случае. В процессе лапша подсохла, поэтому её сначала замачивают, а потом пропускают через глиномялку.

Устройство глиномялки напоминает мясорубку.



Глиномялка выдаёт увесистые колбаски глины, готовой к производству новых посудок.



Но гончарный круг - не единственный способ производить глиняные изделия.

Ещё вы наверняка встречали фигурки из глины неправильной формы, которые никак нельзя сделать на гончарном круге.

И вообще, что это за «тарелки» на столе?



Существует технология литья глиняных изделий!

Толстые формы и «тарелки» с предыдущего фото сделаны из гипса. В них заливают глину консистенции блинного теста. Заливают до нужной высоты.



Гипс довольно быстро впитывает в себя воду из глины. Получается, что глина постепенно обезвоживается, отвердевает и оседает на стенках формы. Так формируется толщина стенок будущего изделия. В среднем для получения твёрдого слоя глины толщиной 5мм уходит полчаса.

По прошествии этого времени мастер выливает из формы остатки жидкой глины. Вот и получился полый сосуд.



Глине дают еще немного подсохнуть и убирают лишнее с краёв. Тот самый «язычок», оставшийся от выливания жидких остатков.



До обжига обязательно доберемся, а пока впереди нас ждут ещё несколько процессов.



Например, простую тарелочку украсим рельефным узором. Всё та же петля в ходу, что и у гончара.



Ювелирная работа.

К слову, мастер в прошлом и был ювелиром. Но научился работать с глиной.



Кисточкой фить, и готово!



Чашечкам нужны ручки.

Они производятся отдельно друг от друга.



Глина отлично клеится сама к себе, главное намочить.

Кончики ручки макают в воду.



И прилаживают к чашке.

Видите красную линию? Это уровень, он помогает мастеру поставить ручку ровно.



Затем изделия нужно выровнять, чтобы не осталось зацепок, острых уголков, мелких дырочек.





Иногда в ход идут другие инструменты. Например кисточкой удобно «замывать» стыки.



Пора в печку!



Обжигают не один раз! После первого обжига - утильного - изделие становится крепким и немного пористым.

Между обжигами посуду окунают в голубой сгораемый пигмент. Он проявляет трещины на изделии, чтобы не глазурировать и не обжигать заведомо бракованную тарелку.

Во втором обжиге этот пигмент сгорит, от него не останется и следа.



Если трещин не обнаружилось, то изделия уже покрывают глазурью.

Приготовить глазурь, да еще и с пигментом - искусство! Искусство знания химии.



Используются высокотемпературные керамические пигменты на основе соединений оксидов металлов. Примерно как и в производстве цементной плитки.



Покрывают как вручную, так и краскопультом.





А еще можно в глазурь окунать!



Донышко от глазури протирают, чтобы изделие не прилипло к печи при обжиге.



Теперь пора обжигать во второй раз для закрепления глазури. Второй обжиг называют политым.



Когда формулы пигментов для глазури известны и отработаны, результат получается предсказуемым.

Но что за мастерская без экспериментов? Обсуждают их плоды.



Пришла пора любоваться!







Отдельно восхищаюсь тем, как уютно в мастерской.





Вот такая получилась история!

Пост сдала,

ваша Дашэчка.

P.S.: Если вам нравятся мои репортаж из закулисья, буду рада, если вы ими поделитесь. Если у вас есть своя мастерская или производство - давайте сотрудничать!



как это сделано

Previous post Next post
Up