Привет, с вами снова Даша - большая любительница рассказывать о сложных процессах простым языком. Сегодня мы с вами побываем в мастерской по производству глиняной посуды «
Agami».
Держу в руках радостную веснушчатую кружку. Какие процессы стоят за её производством?
Наверняка первым образом, который приходит при упоминании производства посуды из глины является гончар, склонившийся над гончарным кругом.
Когда я пришла, гончар делал донышки у готовых изделий. Инструментом по имени «петля» он соскребает лишнее, чтобы горшок стоял на ножке, а не на плоском дне.
Видеть изделие со всех сторон гончару помогает зеркало.
После обработки донышек остаётся довольно много глины. Эдакая лапша.
Остатки не выбрасывают ни в коем случае. В процессе лапша подсохла, поэтому её сначала замачивают, а потом пропускают через глиномялку.
Устройство глиномялки напоминает мясорубку.
Глиномялка выдаёт увесистые колбаски глины, готовой к производству новых посудок.
Но гончарный круг - не единственный способ производить глиняные изделия.
Ещё вы наверняка встречали фигурки из глины неправильной формы, которые никак нельзя сделать на гончарном круге.
И вообще, что это за «тарелки» на столе?
Существует технология литья глиняных изделий!
Толстые формы и «тарелки» с предыдущего фото сделаны из гипса. В них заливают глину консистенции блинного теста. Заливают до нужной высоты.
Гипс довольно быстро впитывает в себя воду из глины. Получается, что глина постепенно обезвоживается, отвердевает и оседает на стенках формы. Так формируется толщина стенок будущего изделия. В среднем для получения твёрдого слоя глины толщиной 5мм уходит полчаса.
По прошествии этого времени мастер выливает из формы остатки жидкой глины. Вот и получился полый сосуд.
Глине дают еще немного подсохнуть и убирают лишнее с краёв. Тот самый «язычок», оставшийся от выливания жидких остатков.
До обжига обязательно доберемся, а пока впереди нас ждут ещё несколько процессов.
Например, простую тарелочку украсим рельефным узором. Всё та же петля в ходу, что и у гончара.
Ювелирная работа.
К слову, мастер в прошлом и был ювелиром. Но научился работать с глиной.
Кисточкой фить, и готово!
Чашечкам нужны ручки.
Они производятся отдельно друг от друга.
Глина отлично клеится сама к себе, главное намочить.
Кончики ручки макают в воду.
И прилаживают к чашке.
Видите красную линию? Это уровень, он помогает мастеру поставить ручку ровно.
Затем изделия нужно выровнять, чтобы не осталось зацепок, острых уголков, мелких дырочек.
Иногда в ход идут другие инструменты. Например кисточкой удобно «замывать» стыки.
Пора в печку!
Обжигают не один раз! После первого обжига - утильного - изделие становится крепким и немного пористым.
Между обжигами посуду окунают в голубой сгораемый пигмент. Он проявляет трещины на изделии, чтобы не глазурировать и не обжигать заведомо бракованную тарелку.
Во втором обжиге этот пигмент сгорит, от него не останется и следа.
Если трещин не обнаружилось, то изделия уже покрывают глазурью.
Приготовить глазурь, да еще и с пигментом - искусство! Искусство знания химии.
Используются высокотемпературные керамические пигменты на основе соединений оксидов металлов. Примерно как и
в производстве цементной плитки.
Покрывают как вручную, так и краскопультом.
А еще можно в глазурь окунать!
Донышко от глазури протирают, чтобы изделие не прилипло к печи при обжиге.
Теперь пора обжигать во второй раз для закрепления глазури. Второй обжиг называют политым.
Когда формулы пигментов для глазури известны и отработаны, результат получается предсказуемым.
Но что за мастерская без экспериментов? Обсуждают их плоды.
Пришла пора любоваться!
Отдельно восхищаюсь тем, как уютно в мастерской.
Вот такая получилась история!
Пост сдала,
ваша Дашэчка.
P.S.: Если вам нравятся мои репортаж из закулисья, буду рада, если вы ими поделитесь. Если у вас есть своя мастерская или производство - давайте сотрудничать!