Закулисье ювелира «Granat Silver»

Mar 16, 2022 08:55


Узнаем, как получают серебро 925 пробы, и как из слитка сделать кольцо с камнем.

Сегодня мы снова заглянем в закулисье, на этот раз действие будет происходить в ювелирном коворкинге в центре Москвы. В главной роли Жанна, ювелир и основательница «Granat Silver».





Так выглядит место для труда и творчества. Это - ювелирный коворкинг. Разные мастера арендуют себе тут рабочее место. Инструменты у каждого свои, но есть и общее оборудование.





Жанна надевает фартук, и мы погружаемся в процесс.



Идём готовить слиток. Сначала прогреваем форму для слитка газовой горелкой. В чашечке - тигеле - чистое серебро.



Потом нагреваем само серебро.



Чтобы получить из чистого серебра серебро 925 пробы, его нужно смешать с лигатурой. Так называют присадку к драгметаллу.

Главное легирующее вещество при работе с серебром - медь. Благодаря меди серебро становится прочнее, при этом сохраняет пластичность и внешний вид.



Степень чистоты сплава отражается на его стоимости. Чем чище материал, тем он дороже. Идеальным сочетанием металлов называют стерлинговый сплав. Он содержит 92,5% чистейшего серебра, а остаток приходится на медь.

Вот отсюда и название - 925 проба.



Сплав готов. Заливаем его в формочку, которую грели с самого начала. Если не греть, то серебро будет брызгать.



Буквально пара минут, и слиток готов. После этого он отправляется отмокать в лимонной кислоте от всего лишнего.



Пинцет ювелира сделан из титана.

Во-первых он не нагревается, а во-вторых, при контакте с лимонной кислотой не окисляется.

Если слиток положить в лимонную кислоту обычным пинцетом, велика вероятность, что пинцет «подарит» изделию лишний осадок.



Слиток нужно прокатать на вальцах. Это один из типов оборудования, который стоит в общем доступе для всех арендаторов ювелирного коворкинга.



Вальцы вблизи. С каждым следующим прокатом слиток делается всё тоньше и тоньше. Чтобы не забыть, через какое отверстие прокатали слиток, используют указатели.



Вот как вытянулся слиток по сравнению с тем, каким он был сразу после литья.



Чтобы вытянуть из бруска серебряную проволоку, нужно периодически его нагревать. Потом снова на вальцы.



Некоторые ювелирные изделия можно сделать из проволоки. Но некоторые делаются литьем.

Этот процесс состоит из нескольких этапов.

Всё начинается с «резинок» - резиновых форм. Делают резиновые формы специально обученные люди - резинщики.



Резинки бывают разного размера. Состоят из двух половинок. И словно формочки для игры в куличики в песочнице - могут служить для отливания совершенно разных форм.

Например, маленькие ракушечки.



Две половинки резинки складываем пополам и придерживаем дополнительными держалками.



Через отверстие набираем в резиновую формочку расплавленный воск.



Воск дозируется через носик. Нужно только чуть-чуть надавить на него.



Даём воску застыть в форме, и можно открывать. И там - ракушечка.



Имеет смысл делать сразу много восковых заготовок. Их собирают на «ёлочку». У Жанны в день съёмки не происходило литьё, поэтому мы засняли «ёлочку» у другого автора.

Ёлочку будем погружать в цилиндр с дырками - опоку, предварительно закрыв их скотчем, он на второй фотке в карусели. В цилиндр с ёлочкой заливают формомассу.

В итоге получим то, что представляет собой резиновая формочка, только форма из формомассы не растает от раскалённого серебра.





Формомасса похожа на гипс. Порошок смешивают с водой, взбалтывают миксером и заливают в опоки.





Итак, внутри цилиндров восковые «ёлочки» с формами будущих изделий, залитые жидкой формоммассой.

На всю ночь они отправляются в печку. Формомасса довольно быстро отвердевает, а воск полностью выпаривается и вылетает в трубу. И наутро будет готова форма, в которую заливают расплавленное серебро.



Литьё позволяет создавать ювелирные изделия необычных форм, а так же ускоряет работу. Жанна отливает так касты и шинки.

Словарик:
Каст - основа под камень.
Шинка - собственно кольцо, которое надевают надевают на палец.



С подготовительными работами закончили, приступим к созданию колечка с камешком. Садимся за верстак.



Основа готова. Каст уже припаян к шинке. Осталось отрезать лишнее, закрепить камень и отполировать.



Шинка не замыкается сама на себе. Её припаивают к касту. Так, чтобы под камешком оставалось отверстие. Лишнее срезаем струной.



Камни Жанна покупает уже готовые. Размеры у них считаются стандартными, но есть и погрешность: один чуть больше, другой чуть меньше.

Бором подгоняем под конкретный камень. Жанна специально делает каст довольно толстеньким, чтобы иметь возможность его подточить.



Тут хорошо видно как летит серебряная стружка. В конце расскажу о ней.



Есть контакт! Камень идеально сидит в касет, но пока свободно из него выпадает.



Чтобы зажать камень, закрепляем кольцо в ручных тисках. Они идеально ложатся в руку.





Инструментами, которые называются давчик и гладилка, давим на каст. Пластичное серебро поддаётся, и каст плотно обхватывает камень по всей окружности.

Есть вариант посадить камень на клей и сэкономить на серебре, делая совсем миниатюрный каст. Но это не стиль Жанны.





Полируем колечко. Для полировки с внутренней стороны фиксируем колечко прищепкой. Чтобы оно не улетело из рук, и чтобы эти самые руки не обжечь. От трения изделие прилично нагревается.



Мы почти у финиша. Будем полировать и чистить.



В ювелирной школе учили страдать полировать руками. Но как же облегчает и ускоряет эту задачу машинка.



Полируют на такой машинке только серебро. С камнями не всё однозначно. Есть те, которым полировка не страшна, и те, которым не показана.



И вот казалось бы, пора выставлять колечко на витрину, но нет. Нужно провести ультразвуковую чистку. Для этого изделие погружают в мыльный раствор, а потом в ультразвуковой аппарат. Бзззззззз!







На примере заранее припасённых серёжек (недавно изготовленных) я засняла эффект от ультразвуковой чистки.

Она изгоняет налёт из самых потайных уголков, до которых не достаёт полировка. Зацените как почернела вода.



Теперь колечко точно готово! А я как и обещала, расскажу ещё кое-что.



Про ювелирный мусор!

Серебро не самый дорогой материал, поэтому ювелиры могут позволить себе точить его как угодно. Но всё равно остатки собирают.



Крупные фрагменты Жанна собирает в баночку.



И переплавляет на месте.



Переплавлять материал до бесконечности нельзя. Из него выжигается медь, и он теряет свойства.

Но это не значит, что его нельзя использовать в деле. Например, вместо камня можно закрепить в кольце серебряную каплю.



В помещении где стоит полировальная машина, очень много пыли. Особенно она летит от новеньких полировальных насадок. Пыль не выбрасывают, её собирают!

В ней тоже могут быть частички серебра. Пыль отправляется на переработку - аффинаж. Процесс не сложный, но вредный. В России есть всего 3-4 аффинажных завода на всю отрасль.



В таком виде серебро возвращается с аффинажного завода. Иногда серебряные капли принимают причудливые формы. Улиточка, например.





На этом всё! Я благодарю вас за внимание и за ваши сердца и комментарии.

Если вы хотите, чтобы и о вашем деле я сняла репортаж, обращайтесь в личные сообщения.



как это сделано

Previous post Next post
Up