Эта же статья, но с меньшим количеством иллюстративных материалов опубликована в журнале "Сноб" -
здесь!
_______________
Вместе с началом осени в Москву пришли не только циклоны и холодная пасмурная погода, что, в общем-то, традиционно, но также и еще одно событие, которое постепенно становится не менее традиционным для московского осеннего сезона, - международный фестиваль военных оркестров "Спасская башня", проводимый уже в пятый, практически юбилейный раз. Хотя мне в 2007-м году посчастливилось наблюдать еще и "пробный" вариант этого мероприятия, которое тогда называлось "Кремлевская зоря", и с тех пор сентябрь каждого года я встречала на Красной площади, восхищаясь мастерством и зрелищностью и переживая за знакомых участников-музыкантов.
В этот раз, надо сказать, всё выглядело скромнее, чем в прошлом году, когда в рамках фестиваля на площади было устроено настоящее театрализованное представление, посвященное двухсотлетию Отечественной войны 1812 года. Но тем не менее, организаторам и художественным руководителям проекта все-таки удалось найти нечто новое и уникальное, чтобы поразить публику. Хотя начало выступления 1-го сентября затягивалось - поскольку это было открытие фестиваля, то ждали прибытия Собянина, который, наконец появившись, произнес какую-то невнятную речь, сделав акцент на благодарностях в адрес министра обороны Шойгу и при этом ни слова не сказав про автора, художественного руководителя и, можно сказать, "отца" фестиваля - главного военного дирижера России Валерия Халилова. Для человека посвященного это всё выглядело как-то жалко и странно, так что лучше бы наш врио мэра молчал. Так что я вздохнула с облегчением, когда с этой официальной частью было покончено и началось непосредственно само действо - эдакая битва у стен Кремля музыкальных армий 13 стран! Зрителей удивляли, как водится, не только строевой подготовкой и маршами, но и произведениями самых разнообразных жанров - от академической музыки до фольклора и мировых поп-хитов. А помимо этого танцами, акробатикой, боевыми искусствами, анимационными и пиротехническими эффектами и прочими порой весьма эпатажными вещами.
В составе участников феста были лишь "новички", за исключением российских коллективов, которые каждый год играют на "Спасской башне", а это и оркестры Министерства обороны, Почетного караула, Военно-морского флота... И в том числе Президентский оркестр коменданта Кремля с совершенно потрясающим дирижером Евгением Никитиным, под управлением которого в этот раз оркестр вытворял нечто совершенно невообразимое в хорошем смысле слова, избавившись от официозности прошлых лет и включив в свое дефиле бунтарские рок-н-ролльные мотивы!
А вот все зарубежные оркестры - из Франции, Британии, Финляндии, Австрии, Швейцарии, ОАЭ, Нидерландов, Беларуси, Южной Кореи, Китая, Японии и Словении - все они почтили фестиваль своим присутствием впервые. Но все смогли представить свои страны на достойнейшем уровне, никто не ограничился простым дефиле, а каждый коллектив стремился найти художественные, музыкальные и хореографические средства, чтобы продемонстрировать свою уникальность и специфику. Так, например, оркестр полиции Абу-Даби избрал весьма неожиданный маршевый ритм - "на три", да и строем они ходили весьма необычно - делая два шага, а на третьем замирая и согнув одну ногу в колене, всё это под аккомпанемент национальных инструментов. Корейцы умудрились вплести в канву выступления свой знаменитый Gangnam style, что, впрочем, было ожидаемо. А Китай и Японию представляли вообще не военные оркестры: Япония отправила на фестиваль в качестве участника фольклорный коллектив "Санса Одори" - танцоров с барабанами тайко, а от Китая выступали аж сами шаолиньские монахи во главе с настоятелем. И стоит отметить, что практически каждый коллектив также постарался исполнить и какую-нибудь русскую мелодию - как музыкальный "комплимент" хозяевам фестиваля, причем выбор песен порой был очень неожиданным - то "Полюшко-поле" и "Перевоз Дуня держала", а то и "До свиданья, мой ласковый Мишка" и "Выйду ночью в поле с конем", которую, кажется, сочли народной (все-таки гениальную вещь написал Матвиенко!)
А лично для меня безусловными фаворитами в этот раз стали австрийцы и швейцарцы. Что касается первых (Военного оркестра Тироля), то в рамках "Спасской башни" сложно будет найти равных им по высочайшему уровню профессионализма. Только лишь немецкий Музыкальный корпус Бундесвера, прежде принимавший участие в фесте, мог бы, пожалуй, посоревноваться. И музыкантам из Тироля даже не требовалось демонстрировать какое-то особое трюкачество, чтобы поразить зрителей, - достаточно было лишь безупречного по своему качеству звука и способности исполнять сложнейшие произведения академической музыки. Недаром многие солисты этого коллектива играют и в известных симфонических оркестрах мира.
А вот Центральный оркестр Швейцарской армии устроил по-настоящему хорошее шоу! И неудивительно - кто-кто, а швейцарцы не понаслышке знают об особенностях проведения подобных мероприятий и о том, чего ждет публика, поскольку их страна каждый год принимает старинный и знаменитый фестиваль военных оркестров "Tattoo on stage". Так что они решили выдать по полной и соединили в своем выступлении самые разные жанры, начав увертюрой к опере "Вильгельм Телль", а затем через мелодии группы "ABBA" пришли как раз к тому самому "Коню" Матвиенко. И конечно, не обошлось без эффектного завершения, когда оркестранты доказали, что был бы талант, а в качестве музыкальных инструментов можно использовать что угодно, - и сыграли на пустых контейнерах и электропилах, чем вызвали бурю восторга!
Финал мероприятия был классическим, но от этого не менее захватывающим: сначала свое дефиле и фиесту барабанщиков исполнили любимцы московской публики - самые юные участники феста, суворовцы Московского военно-музыкального училища во главе с молодым, но уже невероятно опытным дирижером, автором незабываемых училищных дефиле Михаилом Мельником. На этот раз они умудрились органично соединить классические мотивы сюиты Римского-Корсакова "Шахерезада" и отрывков из оперы "Князь Игорь" Бородина с зажигательными мелодиями современной поп-музыки.
Затем мальчишек сменил огромный сводный хор с песней "Ах, ты степь широкая" и не менее огромный сводный оркестр, занявший всю площадь. Его появление всегда свидетельствует о том, что пришло время самой торжественной части мероприятия - когда за пульт встает главный, на мой взгляд, человек фестиваля дирижер Валерий Халилов, вздымает свои волшебные руки и мастерски ведет за собой, направляет целый океан звука. Сначала играют попурри, где удивительным образом "Танец с саблями" сменяется композициями "Deep Purple", а они, в свою очередь, - маршем из "Трех апельсинов" Прокофьева. И если попурри каждый год новое, то два последних произведения уже стали доброй традицией: это увертюра Чайковского "1812 год" (правда, в этот раз решили ограничиться лишь ее финалом) и легендарный марш, которому в прошлом году исполнилось сто лет, - "Прощание славянки", под него участники покидают площадь, а в небе в это время вспыхивают разноцветные залпы салюта!
Видео дефиле суворовцев и попурри в исполнении сводного оркестра:
Click to view
Click to view