Sep 12, 2022 14:22
Остапу Бульбе повезло родиться казаком и прожить жизнь в своей среде, поэтому нет в гоголевском герое противоречий. Мы наслаждаемся его силой, ладностью, мужеством. Но не всякому Принцу Жезлов суждено стать воином на поле битвы, кому-то придется выстраивать поле брани в своей жизни самому, назначать врагов из подвернувшегося окружения, находить на пустом месте поводы для борьбы и сопротивления. Один из лучших способов разведения войны в мирной жизни нашел непревзойденный герой И. С. Тургенева - Евгений Базаров. Отрицать - все и вся! Высшая степень сопротивления доведена до образцовых показателей! Чем не война в мирной жизни? Если Остап Бульба - персонаж более огненный, воздух в нем проявлен хуже, и поэтому сферой реализации героя становится война с поляками, то Базаров - наоборот, герой с сильным аспектом воздуха и средними показателями огня, что делает его отменным сопротивленцом в отношениях. Словесные перепалки, борьба мнений, критика чужого мышления - сферы, где Базаров может разгуляться, назвав себя нигилистом.
Нигилизм разрешает увидеть врага в каждом, этим он и хорош. Приезжая в гости к Кирсановым, Николаю Петровичу Евгений указывает на неверные методы ведения хозяйства, Павла Петровича упрекает в образе жизни и наличии "принсипов", Аркадий со временем заслуживает издевки из-за своего мягкого характера, Анну Одинцову Базаров называет избалованной барыней, холодной, свободной "бабой", родителей своих герой считает смертельно скучными... Кукшина и Ситнев, замечательные подражатели нигилиста Базарова, тоже не вызывают ни капли уважения. Куда ни глянь, везде если не враги, но крайне раздражающие субъекты, живущие непонятно как и зачем.
Базаров умен, но его ум будто играет против него самого, создавая постоянную неудовлетворенность и раздражительность. Стремление бороться с авторитетами заставляет Базарова вступать в перепалку с Павлом Петровичем Кирсановым. В собственном отце Евгений не видит достойного кандидата и поэтому выбирает взрослую фигуру, которую Принцу Жезлов необходимо побороть, на стороне. Словесно Базаров не может победить "аристократа", тогда находится и другой способ - зацепить его чувства к Фенечке, напоминающей ему возлюбленную из прошлой жизни. И этот трюк срабатывает - повод для дуэли найден. Базаров, будучи провокатором, обвиняет в этом других людей. В каждом он находит изъян, который может расценить как провокацию.
Базаров как Принц Жезлов рукаст и смышлен. Он мог бы стать талантливым врачом, но импульсивность, неосторожность и некоторая безответственность лишат его шансов на реализацию этого хода жизни.
Отношения Базарова и Одинцовой вполне показательны. Его можно назвать любителем женщин, герой сразу оценил красоту Анны Сергеевны, но есть в нем и пренебрежение к ним. Базаров позволяет себе женщину называть "бабой", отрицает чувства, обесценивает отношения. Но жизнь сталкивает его с тем, с чем он борется, и побеждает его. Сопротивление пробуждающейся привязанности к Одинцовой бесполезно, герой ранен ... а у жизни припасен для него и последний смертельный удар: женщина отвергает его. Женщина, которая почти по своей сути враг, которой так мало отведено места в мужском мире Принца Жезлов, наносит ему смертельную рану своим равнодушием и холодностью. Горячего, импульсивного, раздражительного огненного сопротивленца окатывают на холодном зимнем ветру ведром ледяной воды...Смерть.
принц жезлов,
таро Тота,
Герои Тургенева,
Придворные карты