Принц Чаш без чаш.

Sep 02, 2022 12:32


        Один из интереснейших образов русской литературы, Григорий Александрович Печорин, вызывает среди читателей обычно довольно бурные реакции: юные девы часто бывают склонны любоваться и восхищаться героем, люди более зрелые и опытные скорее испытывают к нему неприятие, а порой и негодуют из-за потраченного времени на чтение о "герое времени". Николай I высказался о характерах, выведенных М.Ю. Лермонтовым на страницах романа как о "презренных, мало интересных лицах, которые чем наводить скуку, лучше бы сделали, если бы так и оставались в неизвестности - чтобы не вызывать отвращения".

Нельзя забывать о том, что автор написал в предисловии романа : Печорин - образ, сотканный из пороков общества, он носитель "болезни" того времени, а ни в коем случае не определенный человек. Но... Почти 200 лет роман читаем и обсуждаем, а значит, Печорин получился больше, чем собирательный образ, он - личность. С этой позиции и перейдем к анализу образа.

Офицер, лет 25, стройный, среднего роста, крепкого сложения, приятной наружности, которая "особенно нравится женщинам светским" предстает перед читателями романа в романтическом антураже. Странный, красивый, непонятный - не герой ли романтик перед нами? Не Принцем ли Чаш является Печорин или хотя бы претендует на эту шкурку? А может, он всё же Рыцарь Мечей, рациональный, скептичный, анализирующий?

Печорин - богатый дворянин из Петербурга, знаток высшего света, пресытившийся светской жизнью, смертельно заскучавший в знакомых с детства декорациях. Он ищет остринки и перчинки жизни, отправляясь под чеченские пули, но и к их вкусу быстро привыкает. У Печорина есть этому объяснение: "...во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать..." Светская жизнь, по его мнению, сделала его ненасытным до удовольствий и ощущений, тем самым разрушив чувство меры и удовлетворенности, и когда безграничную жажду нового и интересного становится невозможно наполнить, приходит скука. Логично, понятно и естественно, когда ответственность за кашу в голове и сбитый компас ценностей и целей можно возложить на плечи общества и отойти в сторону. Здесь нет воли (огня) и стабильности (земли).

Проблема героя в том, что он внутреннее объясняет внешним, а не наоборот. Причину, почему Печорин стал носителем каких-то качеств, он пытается оправдать реакцией общества на его проявления, а затем делает вывод: "Раз хороший я вас не устраиваю, буду плохим". Вы сами в этом виноваты.  Разговор с княжной Мери многое может прояснить:



"Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:
- Да такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию".

Придуманная игра по-настоящему увлекает Печорина, и он начинает вживаться в роль, которую сам себе и выбрал. Так себя ведут Принцы Чаш, жадные до эмоций, удовольствий, склонные к зависимостям и способные подстроиться под любую ситуацию. Принцы Чаш, воздух воды, любят производить впечатление (что есть эмоциональное восприятие мысле-чувственного образа), часто не отдавая себе отчета в этом, часто намеренно. Таков Печорин: "странным" его видят и называют окружающие, что подогревает их интерес к нему. Необыкновенным он считает себя
 и сам, это становится очевидным во время знакомства с его дневниковыми записями. При чтении дневника чувствуется упоение героя самим собой, своим умом и способностью анализировать и разгадывать людей. Он пишет:

"Мои предчувствия меня никогда не обманывали..." ,

"Как быть? у меня есть предчувствие… Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет...",

"Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях..."

«Доктор! решительно нам нельзя разговаривать: мы читаем в душе друг друга...»

Печорин - Принц Чаш, с сильным воздухом, но слабой водой. Он герой блестящего ума, но заблокированных по большей части чувств. Вот что он пишет:

"Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия..."

Отказ от части себя и запрет на проявление чувств делают героя "нравственным инвалидом", как он сам себя называет. Он делает упор на качества ума, пытаясь стать Рыцарем Мечей, но отсутствие огня-воли, живого огня-интереса к жизни, умения мыслить стратегиями и охватывать явление жизни целиком, безусловно, ему этого не позволяют. Его скука отчасти может быть объяснена этим. Ум Принца Чаш - ситуативный, ум Рыцаря Мечей - надситуативный, масштабный. Печорину хочется понимать жизнь больше, глубже, острее, но он не может и от этого мучается. Все это могла бы ему дать стихия воды (эмоции, чувства, интуиция), от чего он принял решение сознательно отказаться, как он сам считает, под влиянием общества.
Но где вход, там и выход. Осознание решения детских лет отказаться от части себя дает возможность запустить и обратный процесс - признание своих особенностей.

Печорин ведь очень жаждет чувств, но ищет их вне себя, ищет их у женщин. Вера долгое время дарит свою любовь герою, несмотря на оковы брака, болезнь, расстояния. Княжна Мери влюбляется в Печорина, делающего для этого все, и готова к его признанию, которого, разумеется не будет. Бедная Бэла нужна герою с той же самой целью - напитаться ее чувствами. Строптивая, гордая, она сначала отвергает Печорина, но смирившись с рабством, открывает ему свое сердце и влюбляется. Герой же, делавший всё для ее расположения, начинает терять к ней интерес, как только его получает. Печорин - вампир, он питается чужими чувствами и эмоциями, все провокации, колкости, язвительные речи в разговорах с людьми нужны ему для насыщения их ответными эмоциями. Даже встреча с Максим Максимычем и холодность к нему в ответ на радость и пылкость открытого сердца простого вояки будет пищей скучающему сердцу Печорина.

Вернемся к сложности понимания образа со стороны читателя и исследователя. Перед нами возникает зеркальная (печоринскому восприятию себя) проблема: мы стремимся объяснить внутренним внешнее, а затем понять главного героя романа Лермонтова, тогда как эффективнее идти в обратную сторону. Печорин объясняет свое поведение в дневнике, и мы пользуемся им для характеристики образа. И тогда можем увидеть аналитика, психолога, человека, читающего других как открытые книги. "Так себя может проявлять Рыцарь Мечей с сильным воздухом и Принц Чаш со слабой стихией воды", - засомневаемся мы. Тогда самое время перейти не только к тому, что думает о себе герой (что не всегда объективно), а к его поведению, что гораздо честнее.

Печорин - человек-беглец: переезды, путешествия, дуэли помогают ему убегать от себя, рутины, привязанностей. Он в поисках эмоций, перекрывающих скуку. Он везде и понемногу, как воздух воды. Он использует женщин, "друзей", которых, разумеется, нет, для питания. Не больше. Печорина исследователи называют "лишним" человеком, то есть человеком не своего времени, человеком, не вписавшемся в свое время, и находят тому объяснение в историческом моменте. Но такой подход может дать нам еще и повод обвинить общество, время, власть в причинении инвалидности душе Печорина.

На мой взгляд, есть другая причина, и она не во времени или ходе истории. Печорин - человек внутреннего конфликта, думающий одно, а делающий другое. Он жаждет чувств и убегает от них, он склонен к привязанностям в своей первоначальной сборке, но сознательно выбирает страшиться их. Одной части себя герой запретил проявляться, отчего страдает сам и наперекосяк идет вся жизнь. Начать чувствовать означает для него стать романтиком. Но он и есть романтик, события "Тамани" и "Фаталиста" тому подтверждение. Печорин не разочарован жизнью, он просто боится быть собой, ведь так он станет похожим на Грушницкого или героя романтической книги. А этого он себе позволить не может. Быть собой ему страшно, быть частью себя трудно. И тогда лучше кошмарный конец, чем кошмар без конца. В этом на помощь ему придет Персия, что по сути тоже является выбором романтика.

принц чаш, Тип личности, классическая литература

Previous post Next post
Up