Славой Жижек: Эй, мужик, где твой хомяк?

Feb 12, 2013 10:43

Оригинал взят у analitik_tomsk в Славой Жижек: Эй, мужик, где твой хомяк?

Славой Жижек - мастер парадокса и бог интеллектуалов - это просто толстый веселый мужчина в красной футболке, в которую он охотно сморкается.



По-английски Жижек говорит с удивительным акцентом а-ля Мутко («лет ми спик фром май харт»), много шутит и виртуозно матерится.
Не похож на одного из лучших философов Европы, хотя, вероятно, является таковым.
Жижек приехал в Россию на несколько дней, прочитал две лекции в Москве и Петербурге - и укатил обратно.
Но перед этим успел рассказать о революции, медитации и мастурбации
Господин Жижек, это даже не вопрос, а крик отчаяния: что вообще происходит?
В мире и конкретно в России.


Я вам расскажу армейскую историю.
Да-да, я служил, у меня даже медаль была, хотя в это трудно поверить.
Итак, часть у нас была маленькая, и врач приезжал только раз в месяц.
И тогда все мы, кто чувствовал себя больным, собирались на коллективный осмотр, садились на скамейку и ждали своей очереди.
И вот один солдат - косовар, кажется - говорит: «Доктор, у меня болит член, но не всегда, только когда стоит».
«Что ж, - говорит доктор, - пусть встанет, мастурбируй!»
Вы представляете ситуацию: вот тут мы сидим, вот тут доктор внимательно смотрит, и понятно, что у парня ничего не получается - эрекции нет.
А возле умывальника висели вырезки из эротических журналов - полуголые женщины, армия же.
И вот врач срывает одну из этих женщин и сует под нос косовару: «Смотри, какие сиськи, какая пизда! Мастурбируй, солдат! Ты мужик или нет?»
И вот это был момент карнавала по Бахтину.
Смеялись мы, смеялся доктор, даже несчастный косовар засмеялся.
На таких моментах фальшивой солидарности и держится армия.
Военная мощь - не когда на тебя кричит офицер, а когда вы все вместе ощущаете мнимое единство.
Военную мощь скрепляют непристойные ритуалы вроде этого.

Чудесная история, но мораль неясна.

Есть неписаные законы, на которых все держится.
И хотя они иногда непристойны, и хотя о них не говорят, нарушать их опасней, чем писаные, потому что они-то и есть истинная форма идентификации.
В Советском Союзе были явные и тайные правила.
Например, явно провозглашалась свобода прессы и бесплатная медицина, но всякий знал, какие статьи писать нельзя и сколько надо дать врачу за хорошую операцию, во всяком случае, в Словении было именно так.
Что случилось потом?
При Ельцине стало неясно, каким неписаным законам следовать.
Власть говорит тебе что-то про демократию - и ты не знаешь, как это понимать.
Ужасная ситуация!
При Путине свод неписаных законов стабилизировался, и демократия стала понятней, не так ли?

Трудно судить.  Я невосприимчив к неписаному.
Я могу лишь сказать, что при Путине начала формироваться новая идеология, а уж что это за идеология, вам, наверное, видней...

Идеология - это хомяк.

Что?!

Идеология в наше время все меньше симптом и все больше фетиш.
Это мой любимый пример, я его часто привожу на лекциях.
У моего друга умерла жена - рак груди, за три месяца сгорела, как свечка.
Мы думали, что он уедет миссионером в Африку или что-то вроде - мало ли куда заводит человека травма.
Но он вместо этого стал постоянно говорить о смерти жены.
И мы заметили: каждый раз, когда он ее вспоминал, он играл с хомяком - любимым зверьком покойницы.
Общение с хомяком позволяло ему изолировать, нейтрализовать смерть жены.
Рационально он принял этот факт, но на символическом уровне - эмоционально, как говорится, - нет.
И когда хомяк умер, тот парень совершил попытку самоубийства.

И что же?

А то, что когда я вижу брутального реалиста (в России, как предел, вора во власти), который верит только в бизнес, власть и секс, я спрашиваю: эй, мужик, где твой хомяк?
Хомяк - это фетиш.
Маленькая ложь, которая позволяет нам ужиться с правдой.
Вот это и есть минимальная функция идеологии.
У Гитлера был свой хомяк.
И у Сталина был.
И у Путина наверняка есть.
Каким бы человек ни был злодеем и убийцей, у него всегда есть хомяк - вот это мое реальное, вот тут я настоящий...

Выходит, православие, самодержавие и народность - это наши хомяки?
А на Западе они какие?

Буддизм - вот большой жирный хомяк.
Все эти крупные капиталисты - Джобс, Гейтс и так далее - буддисты.
Занимаются восточной медитацией и всякой такой фигней.
И я не удивлен.
Я ничего плохого не хочу сказать про буддизм как таковой, но он легко позволяет вам быть убийцей.
Даэйсэцу Судзуки, икона хиппи и популяризатор дзен-буддизма на Западе, в тридцатые годы был сторонником японского милитаризма.
Он очень интересно объяснял с позиций буддизма, как правильно убивать солдат противника. Если я тет-а-тет с врагом остаюсь материалистом, у меня проблемы.
Но если я встаю на буддийскую позицию, тогда нет больше меня, нет больше убийства, а есть безумный и безотчетный танец явлений, и в этом танце его тело падает на мой нож...

Вы мрачно смотрите на вещи, не так ли?

Оптимисты говорят: мы в глубоком тоннеле, но в конце виднеется луч света.
Мой ответ: а что, если это другой поезд идет навстречу?
И в этой связи я вспоминаю слова Вальтера Беньямина: задача революционера - не сесть в поезд истории, а дернуть стоп-кран, пока этот поезд не попал в катастрофу.
Мир, в котором мы живем, мир глобального капитализма не может продолжать существовать.

Но вот прошел кризис 2008 года. И ничего. Где революция?

Да, все это время левые играли в Кассандру.
Предрекали, что видимое процветание закончится кризисом и революцией.
Но после кризиса ни одна левая сила не имела внятной позитивной программы.
Я общался с людьми, участвовал в движении Occupy и всем задавал один простой психоаналитический вопрос: чего вы хотите?..
И слышал в ответ лишь абстрактно-моральные требования.
Мол, жадные банкиры нас эксплуатируют...
Ну и что, банкиры всегда жадные.
Прав Тимоти Джемс Кларк, в наше время левые ожидают Великого Пробуждения Пролетариата, как китайский император, который ждал пробуждения своего терракотового воинства.
Так вот, воинство не проснется.

Что же делать?

Верить в чудо.
Блез Паскаль сформулировал удивительную материалистическую теорию чуда.
Чудо существует не для того, чтобы неверующий уверовал.
Чудо существует для тех, кто и так верит, кто готов к чудесам.
Нет никакого исторического прогресса, нет исторической необходимости.
Просто чудо случается - и оно случается только для нас, и не потому, что мы такие наивные, а потому, что готовы сражаться за чудеса.
Пример чуда - площадь Тахрир в Египте.
Все были убеждены, что тупые арабы способны только на антисемитскую, фундаменталистскую революцию.
И если вы остаетесь постмодернистом и релятивистом, для вас так и есть: для вас ситуация в Египте только хуже, исламисты пришли к власти...
Но для нас египетская революция - это знак из будущего.
Что-то произошло, что-то, что не гарантирует перемен, но лишь манит нас их возможностью.
И что будет дальше, зависит только от нас.
У Паскаля был deus absconditus - упрятанный Бог, а у меня communismus absconditus.

Да, Египет - хороший пример. А что вы скажете о протестах в России?

Что значит успех той или иной политики?
Когда Тэтчер спросили, что она считает своим главным успехом, она ответила: Тони Блэра.
Хотя ее партия потеряла власть, противники приняли консервативную программу.
В Великобритании сейчас все тэтчеристы.
Ле Пен сказала что-то похожее: мы проиграли потому, что мы выиграли.
Ждет ли протест успех в том смысле, что Pussy Riot сформируют кабинет министров?
Вряд ли.
Но Россия может измениться, как изменился Египет: там появились профсоюзы, пресса, там изменился весь публичный дискурс...
Я вспоминаю, как лет сорок назад в наш университет приехало партийное руководство. Критиковали нас за недостаток самоуправления, что мы, мол, недостаточно активны.
И тогда мой друг посмотрел в глаза этой партийной шишке и спросил: вы правда хотите, чтобы мы взяли управление на себя?
И в глазах того партийца была паника.
Спросите Путина-Медведева: вы правда хотите демократии?

Итак, самоуправление - хорошо. А что плохо?

Апатичный цинизм - вот мой и ваш враг.
Я представляю себе ленивого, апатичного субъекта: что Путин, что Медведев, оба одинаковые, воруют наши деньги, протесты ни к чему не приведут, так к черту политику, давайте урвем свой кусок счастья.
Вот это - плохо.
А еще плохо - логика проигравших, которая, увы, нередко свойственна левым.
Когда я был на Кубе, один человек рассказал, что в Гаване каждый день рушится по зданию, потому что у них недостаточно денег на ремонт.
Что самое удивительное, человек рассказал об этом с гордостью.
Потому что дома рушатся, зато они не предали идею, рушащиеся дома были знаком аутентичности.
Я в ответ рассказал, что в психоанализе такая идея идентификации называется символической кастрацией, и неудивительно, что их лидера зовут Фидель Кастро...

Но вы все равно марксист и верите в коммунизм.

Какие-то наивные американские психологи попытались вывести зависимость качества работы от материального стимулирования.
Если работа тупая и неинтересная, то все понятно.
Я заплачу вам тысячу долларов - вы сделаете работу хорошо.
Заплачу десять тысяч - сделаете лучше.
Но вот что удивительно: если работа действительно вас интересует, то деньги дают обратный эффект.
Чем больше людям платили, тем хуже они работали: люди просто теряли к делу интерес.
Нет, это не американское извращение, и в индийской деревне, и в африканских джунглях, везде было одинаково: больше денег - хуже результат.
Что это доказывает?
Абсолютно ничего.
Это вовсе не значит, что люди по натуре коммунисты.
Но хотя бы внушает надежду, что люди по натуре не капиталисты...

Previous post Next post
Up