Оригинал взят у
lenmarx в
Живое Тело Коммунизма. Александр Секацкий.
(Запись доклада с голоса на конференции СПбГУ:
«
Социальный кризис и социальная катастрофа. 2002 год).
(Подчеркивания и выделения - попытка сохранить авторскую интонацию и акценты).
"Я назвал свой доклад "Ретроспективная идентификация коммунизма"
и, соответственно, Главный Тезис, который я собираюсь отстаивать, состоит в том, что коммунизм в действительности был построен или, вернее сказать, Воплощен ровно в той мере, в которой он вообще мог являться Воплощением,
и, поэтому классическая ирония поздней советской интеллигенции о том, что коммунизм так и остался утопией и нет ничего более далекого от коммунизма чем советская действительность с ее лагерями и пустыми прилавками, она, - Не Работает по целому ряду причин и, в частности, и на этом бы я хотел остановиться, потому что если мы выдерживая строгие хронологические рамки проанализируем первые десятилетия советской власти в период до 30-х годов, Период Коммуны, который сменился Периодом Империи, а потом сменился Периодом Геронтократии, то мы обнаружим тот факт, что во всех своих Существенных Чертах Коммунизм нашел свое Воплощение и стал Источником бесконечных Социальных Инноваций, некоторые из них транслируются до сих пор уже по третьему кругу.
Здесь нужно иметь в виду вот что.
Не была построена только так называемая "маленькая деталь" - то, что называют Экономической Базой Коммунизма.
То есть пресловутые, отодвигаемые постоянно самим Марксом на второй план, тезисы не были воплощены и мы на этом остановимся, но было Сделано Главное.
Здесь уже упоминалось о Возвращении Человеку Полноты его Сущности, о преодолении отчуждения.
Речь шла о том, что коммунизм должен был устранить самое главное, он должен был преодолеть разделение труда, то есть Порабощенность Индивида Своей Общественной Функцией.
Его предопределенность социальным механизмом, и именно это Маркс считал основной идеей коммунизма со всеми ее возможными вариациями.
Эту идею можно выразить в одной фразе "землю попашем - попишем стихи".
Если это осуществляется, значит перед нами Коммунизм, если нет, - то несмотря на все Благоденствие и Благополучие, мы имеем дело с чем угодно, но не с коммунизмом.
Как раз именно этот момент устранения всякой [партийности], этот момент, и был осуществлен Октябрьской Революцией и практиковался в первые десятилетия Советской власти, а именно Снятие Социальной Предопределенности и Снятие Монопольного Права на Владение какими-либо участками Общественного Производства,
(в Последнюю Очередь Экономическими, а в Первую Очередь, речь шла например о Военном Деле, об Авторствовании и Рутинном Управлении - все это было обобществлено, национализировано и, в конечном счете, везде были привлечены эти пресловутые "Кухаркины Дети" - и к управлению государством, и к журналистике, и к великому множеству вещей, - и они с этим, по-своему, блистательно справились).
Несколько радикальных примеров:
1.
Вот, допустим, армия.
Мы помним, что представляла собой русская армия к 1917 году.
Три года сравнительно безуспешного участия в Мировой Войне и дезертирство. Декрет о мире - это как мы знаем - декрет №1.
C другой стороны могло бы показаться, что армия, состоящая из профессионалов, во всяком случае ее командное звено, из тех людей, которые учились годами и десятилетиями, прошли некий опыт, - если уж эта армия не может справиться, продемонстрировать свою боеспособность, то что уж говорить об Армии, Состоящей из Кухаркиных Детей.
Действительность, - напрочь опровергла подобные представления.
Армия, как было известно, была распущена декретом Троцкого, и новый набор был произведен с чистого листа.
Это были все те же утомленные солдаты, с другой - люди не державшие в руках оружия - представители огромной местечковой диаспоры, освобожденные революцией.
Не знавшие военного дела, ничему не учившиеся.
И вот эта Красная Армия, набранная с чистого листа, была Абсолютно Победоносной по Своей Природе.
Она одержала победу в войне и, за исключением польских событий, не знала поражении, но и там все кончилось благополучно.
2.
То же самое произошло и в Рутинном Управлении, где существовали чиновники-профессионалы, которые имели представление о делопроизводстве, которые знали, как составить донесение.
В общем-то, казалось бы, если мы уберем этих профессионалов, и поставим на их место Уполномоченных, то текущее управление окончательно развалится.
Но этого, как мы знаем, не произошло.
Власть советов на местах оказалась гораздо эффективнее, чем управление, осуществлявшееся профессионалами империи.
3.
Еще более ярким примером является ВЧК, созданное Дзержинским, когда была распущена вся полиция, и из кухаркиных детей была набрана чрезвычайная комиссия которая через 2-3 года стала одной из самых эффективных полиций в мире.
Это показывает нам одну интересную вещь.
На первый взгляд кажется, что в данном случае Некомпетентность Торжествует над Компетентностью, как бы опровергая все рассуждения Платона и Сократа о том, что когда нам нужно узнать кое что о кораблях мы спросим у кормчего, когда нам нужно избавиться от болезни, мы тоже обратимся к знающему и только о государственных делах мы обратимся к первому встречному.
Почему так?
Выясняется, что Сама Претворенная Коммунистическая Идея, несмотря на торжество некомпетентности, дала одну чрезвычайно важную вещь и эта вещь состоит в преодолении некой рутинной коррупции, той автохтонной мерзости запустения, которая нарастает вокруг всяких стационарных ячеек социальности.
В расхожем виде это явление известно под именем принципа Паркинсона, когда человек если он успешно справляется, совершает карьеру, его продвигают дальше, пока он не займет такую ступеньку с которой он вот-вот (еле-еле) справляется, и, именно на ней, он и остается.
В Результате Утверждается Принцип Всеобщей Некомпетентности, скрывающийся за внешним профессионализмом.
Но дело даже не в этом, а в том, что в результате происходит Автономизация, Приватизация Общественной Жизни, Приватизация Гражданского Общества Отдельными Корпорациями, - чиновниками, полицией, военными, авторами и др.
И эта Приватизированность, препятствует Социальной Активности распространяемой по Всему Фронту Социума, и то, с чего Начинала Революция, и то, что Осуществила Коммуна - это Экспроприация подобного рода Монопольных Прав: в ведении ли войны, во всем, чем угодно.
В результате этого Возникает Новое, никогда ранее не бывшее Пространство Шанса. "Кто был ничем тот станет всем"!
Он, собственно, и стал Всем, несмотря на то, что власти привлекли к этой деятельности людей незнающих!
Но Эти Люди Не Знали И Того, Что Есть Что-то Невозможное.
Некое Незнание Невозможности, которое продемонстрировали эти комиссары в пыльных шлемах и позволило не только выиграть Гражданскую войну и создать некие Основы Социальной Динамики.
Но и в результате перед нами свершилось Высвобождение Социальных Энергий путем сжатия социальности с формированием абсолютно невиданного до тех пор Тела без Органов, с полной, или почти полной, заменимостью социальных тканей, что представляет собой реактивацию, по аналогии с переходом в четвертое состояние вещества, когда стационарные атомы и индивиды, выбиваются из своих стационарных орбит и начинают циркулировать в бесконечных обменах социальности.
Когда сегодня ты слесарь, завтра красный дипломат, послезавтра помогаешь коллективизации - (все это осуществлялось путем так называемых "призывов" и "наборов" - ленинский призыв, или очередной сталинский призыв мог направить человека куда угодно, и он не успевал закоснеть, не успевало произойти некое ороговение живой деятельности).
Все, - все время менялось.
И не успел кухаркин сын стать хорошим командиром, как Аркадий Гайдар, который в 16 лет командовал полком, как его тут же переводят на другую работу.
Не успел Феликс Эдмундович наладить хорошую работу ВЧК, как его тут же переводят в СХК, а оттуда - в наркомат путей сообщения.
Это касалось, как высших звеньев, так и самых низших.
Принцип мобилизации круговой активности ставится во главу угла, и это и есть абсолютно коммунистический принцип, который говорит тебе: "Вчера ты был кухаркиным сыном, а сегодня ты будешь командовать полком, а завтра быть может представлять красную дипломатию, а послезавтра организовывать такое полезное дело как ГУЛАГ".
Всему найдется место, именно поэтому удалось из обездоленных, лишенных своей части собственности индивидов, создать то удивительное, колоссальное Тело, которое способно Непосредственно Передавать Дыхание Жизни от одного индивида к другому.
Это прекрасно описано в "Чевенгуре" Платонова, (его тексты, на мой взгляд, наиболее аутентичны, и передают ощущение коммунизма как великой осуществленной идеи, создавшей Пространство Возможностей «Бытия-Заново»).
4.
Что очень любопытно, это коснулось таких сфер как журналистика и авторствование в собственном смысле слова.
Известно, что 20-е годы впервые в мире породили журналистику, как самую массовую профессию.
Речь идет не только о распространении областной и губернской прессы, но и о так называемой "стенной" революционной печати, в которой сотрудничал каждый третий участник коллектива.
Речь одет о вообще некоем прототелевидении, о той массовой форме трансляции призывов и побуждений через пресловутые спектакли синей блузочки, через ячейки Пролеткульта, через Окна РОСТА - то есть все это некое предшествие современности «масс-медиа», когда сеть «масс-медиа» на «глиняных ногах» опутала всю Россию, и по существу речь шла не об электронных способах трансляции, а о неких Белковых Социальных Телах, которые осуществляли функцию транзисторов.
Через окна РОСТА одновременно по всей России транслировалось одно и тоже.
И короткие призывы типа "все на борьбу с Деникиным!", или "все на борьбу с тифозной вошью!",- дополнялись коротенькими скетчами и сценками, куда опять же были вовлечены все трудящиеся.
5.
Пролеткульт, который является самым радикальным художественным течением из когда-либо существовавших.
Путь, созданный Александром Богдановым прекратил монополию писателя, монополию автора-художника создавать собственные тексты.
Пусть попишет стихи тот, кто перед этим попахал землю, и он был осуществлен в полной мере, то есть любые авангарды всегда были готовы сбросить всех предшественников с корабля современности, тут нет проблемы.
И отказаться от великого принципа Ницше - "только не спутайте меня с кем-то другим", - все это было реализовано Пролеткультом и пресловутая идея чуч-хе когда литературный текст подписывается "литературная группа "34" - уже существовал и буквально заимствован из практики Пролеткульта, когда идет речь о создании произведений Всем Телом Коммуны, где прежние мэтры выполняют роль инструкторов, как например ВХУТЕМАС, где все они должны были научить самовыражению детей рабочих и крестьян.
Ближайшим образом, это можно сравнить с сегодняшней арт-терапией в психоанализе, когда самое главное, чтобы пациент что-либо творил, а психоаналитик будет самым пристальным его критиком.
Но в данном случае речь шла о целом классе, который через Пролеткульт, реализовывал таким образом свою активность.
То есть, по большому счету, обездоленность была преодолена, и профессиональная предопределенность, наследственность элит - все это было вычеркнуто.
Все это, - позволяет нам говорить, о приходе подлинного коммунизма, и никаким другим он быть и не мог.
Не поддались две вещи
Во-первых. Природа.
Она не хотела поддаваться братскому состоянию, поэтому пришлось прибегнуть к помощи заклинателей, жрецов природы, - ученых-естествоиспытателей.
Кое каких пытались освободить из под царского засилья.
Например, Константина Эдуардовича Циолковского, Мичурина, найдены были и другие подобные монстры, но в целом, все равно не удалось найти пролетарских ученых, которые могли бы на чистом энтузиазме взяться за вращение турбин Днепрогэса.
6.
Выдвинут был лозунг "Учиться, учиться, учиться!" - он касался именно этого аспекта.
Проявляется способность на любые инновации.
Принцип авторствования - массовый ввод аббревиатур, который как известно тоже произошел впервые в истории человечества.
Все эти наркомы, вцики и прочее.
Само ВЧК предшествует ЦРУ, как аббревиатура - это одна из сотен инноваций которые были непрерывно вбрасываемы этим пульсирующим социальным телом, сжатым до освобождения энергии братского состояния.
Но природа не поддалась, и тем не менее, удалось обращаясь к спецам и здесь освоить технологии.
И, наконец, То, что в принципе не поддалось - это та самая малость - обобществимым оказалось все, кроме самой экономики.
Поразительным образом можно было сделать общим достоянием деятельность генералов, автора, полицейского, но только не банкира и не капиталиста.
Именно это не удалось радикально - во все периоды советской власти прилавки всегда были пустыми.
Более того, не удалось не только потому, что не удалось обратиться к тем же специалистам.
Такая попытка была - НЭП, который в течение нескольких лет заполнил прилавки, накормил Россию, сделал рубль конвертируемым.
Но НЭП вызвал сильнейшее социальное недовольство в обществе.
Если мы обратимся к истории отечественной журналистики, то мы увидим, что подавляющее большинство трудящихся было против НЭПа.
Прекрасно понимая альтернативу.
Либо это полный хозяйственный аскетизм, но зато в ситуации общности единого тела коммуны, либо это потворство частным интересам, которое неизбежно вызывает соответствующую приватизацию.
Тем самым НЭП был отменен по просьбам трудящихся и здесь нет никакого преувеличения, потому что именно он был категорически несовместим с коммунизмом.
В этом смысле Николай Федоров был большим марксистом, нежели сам Маркс. Николай Федоров с его крайним презрением к "производству безделушек".
А именно так он называл современную ему промышленность - был истинным русским коммунистом, именно это презрение сохранялось всегда и любое отступление от него было чревато внесением различных форм социального раскола.
И мы видим как при всем сохранении внешней риторики, это начало 30-х годов - Тело Коммуны преобразуется в Тело Империи.
Оно было близко по многим параметрам, но в чем оно было радикально противоположно?
(В этом отношении коллективизация, она не специфична ни для коммун, ни для империй, хотя она конечно более коммунистична по своему мотиву, хотя ее вряд ли можно рассматривать как финальный рубеж.
А уж тем более массовые репрессии в ГУЛАГЕ неспецифичны ни для коммуны, ни для империи, хотя могут действовать и там и там, поскольку Тело Коммуны такое выносливое тело привыкшее к Автотравматизму, к тому что ему постоянно наносят увечья, но оно способно к регенерации, потому что как справедливо говорил Иосиф Виссарионович Сталин "незаменимых у нас нет".
Обычно обращают внимание на негативность этого тезиса, хотя позитивность его состоит в том, что любой кухаркин сын может управлять государством, печататься в газетах, или командовать полком это никакая не проблема).
Но вот что проявляется в этот период.
Частичная смена самой риторики, когда идея мировой революции сменяется идеей державности, и мы видим как в течение 1-2 лет происходит перепад.
Например, генерал Суворов, - в 20-е годы это царский генерал, утопивший в крови национально-освободительное восстание Костюшко, - через 5 лет, это уже великий русский полководец, которому надо всячески подражать.
То же самое с царскими колонизаторами Хабаровыми, которые истребляли племенные народы Сибири.
Еще в конце 20-х годов, - это всем было понятно.
Но уже в 35-м, - они были землепроходцами, раздвинувшими границы державы вплоть до Тихого океана.
Такие перемены были по всему фронту.
К каждой дисциплинарной науке подстраивался какой-нибудь наш отечественный основатель.
Ломоносов. Братья Черепановы, Кулибин и проч.
Все они мгновенно были раскопаны в течение 2-3- лет и сделались богами-покровителями дисциплин.
Тело Коммуны фактически погибло или перерастает в тело Империи, которое между прочем тоже было основано на трансцендентных ценностях, почти на том же их порядке, но все же есть решающий момент.
Я думаю, что этот момент, над которым Сталин долго думал - это было внезапное создание творческих союзов в 33-34 году.
Союз писателей, союз журналистов и проч.
Которые положили конец Слову!
Слову - "Самодеятельность", значение которого, теперь меняется на противоположный.
Самодеятельность пролетариата - это главный термин 20-х годов.
Уже в конце 30-х, - это "Дилетантское", в сравнении с истинными корпорациями.
То есть были восстановлены в своих правах те, кто подвергся экспроприации - писатели, чиновники, архитекторы.
Никто не мог быть писателем после 34-го года.
Если ты не предъявишь удостоверение, что ты член союза писателей.
Это, конечно, была глубочайшая реставрация.
Тем не менее, нельзя сказать, что от призывов и наборов отказались окончательно.
Подобное произошло лишь после 65-го года, когда начался Закат Империи и Полное Прекращение Одухотворения Социального Тела.
Тогда и возникла подлинная номенклатура.
Речь шла о призывах и наборах, - хотя никто не мог вмешаться в ряды союза писателей,
(но партия могла назначить очередного писателя, художника, не говоря уж про кого-нибудь из красных профессоров и спросить с него соответствующим образом), и символически репрезентативная активность была главным, а производство текстов - вторичным.
Главное, что до середины 60-х, советская элита была элитой в первом поколении - она тоже не успевала закоснеть и не успевала прийти к социальной инерции - это было так, пока сохранялось господство трансцендентного над имманентным, и пока бытовой комфорт был вторичен.
Пока процветал аскетизм, - Сама Империя как в Теле Коммуны, так и в Теле Империи, была еще достаточно жизнеспособной.
Но, когда в середине 60-х годов начался перелом, и когда возникло всеобщее лицемерия, мы знаем что уже ничто не могло спасти империю, или бывшую коммуну, и в этом смысле,- "перестройку" можно отсчитывать не от 88-го года, а от года 70-го, когда уже все было безнадежно, когда уже не было людей, которые могли бы в 16 лет командовать полком.
Геронтократия захватила все социальные институты, и спасения не было.
Хотя, с другой стороны, мы можем вспомнить пример Теневого Коммунизма, который теплился, потому что был близок русскому менталитету, русскому народу.
Я имею в виду даже такие формации андеграунда, как те же самые Митьки, которые по сути дела реализовали мечту Сократа.
Ведь Сократ говорил: накормите меня, афиняне, и я буду донимать вас своими вопросами - больше мне ничего не надо.
Так и реальные Митьки - было бы что выпить, в смысле бормотухи и селедки, и всё, - больше ничего не надо.
Была бы крыша над головой, а она всегда есть.
И будет какой-нибудь обед в общественной столовой, за какое-то количество копеек -
(с минимумом употребления, всегда никаких проблем).
Проблема всегда с роскошью, проблема с производством престижа и безделушек.
Таким образом, к концу окончательно выродившейся советской социальности, этот Теневой Коммунизм существовал и породил немало своих собственных шедевров.
Вся продукция андеграунда, - это тоже Некая Функция Беспечности и Беззаботности по отношению к Социуму, к Условиям Проживания, потому что они были гарантированы, и спонтанно возник этот Теневой Коммунизм, потому что это было пародией на великое тело коммуны 20-х годов, все же вполне органично связанно с советской действительностью.
Вот то, что я хотел подчеркнуть.
Если мы действительно отрешимся от этических оценок того или другого, а просто проанализируем феномен, по его сущностным параметрам, то мы увидим, что это опыт советского коммунизма 20-х годов есть самый наикоммунистический, который только может быть, и в этом отношении абсолютно аутентичен как Коммунизм, и мы можем перечислить огромное количество вторично заимствованных инноваций, но конечно же, лишенных того Духа Разбуженного Чистого Братства, которое угасло в первую очередь.
Всё".