По причине моей полной нерелигиозности всяческих религиозных ритуалов я стараюсь по возможности избегать. По причине изрядной мизантропичности ритуалы культурально-социально-общепринятые также навевают на меня уныние. А сочетающие в себе две эти ипостаси свадьбы, крестины и прочие пасхи - так и вовсе. Но всё это можно оставить в пределах досужих брюзжаний, благо и жениться, и подбирать детское имя, и красить яйца каждый, в общем-то, волен делать в рамках своих представлений о прекрасном. Но на прошлой неделе я оказалась на ещё одном неизбежно-общественном ритуале - похоронах, и вот это-то было настоящим кошмаром.
Нет, это были не первые похороны, на которых я была. Просто раньше, наверное, не доводилось хоронить настолько близких. Мне повезло - я успела и обнять бабушку месяц назад, и сразу прилететь, чтобы, тихонько сидя в кресле и зажигая одну от другой свечки, в ночь до похорон прощаться с крошечной фарфоровой куколкой на атласных подушках, в кружевном костюме, который я ей когда-то шила.
А потом настало утро, и какие-то совершенно чужие люди, показывающие на меня пальцами "ой внучечка из Москвы", и совершенно не чужие с растерянными и пустыми глазами, и нелепые надгробные речи от почти своих, потому что совсем свои говорить не могли, и нелепое стояние вокруг, и нелепые свечки в руках. Я знаю, кому-то от этого всего становится легче и светлее, и, наверное, это важно. Но я просто медленно сходила с ума. И всё смотрела на дедушку, который смотрел на бабушку, с которой они прожили пятьдесят шесть лет, и не понимал, не верил, не плакал. А когда священник начал нарезать круги вокруг гроба, подвывая и помахивая чадящим кадилом, я не выдержала, посадила дедушку на скамейку, прошипев что-то гневное на его неуверенные возражения что не положено мол (а сам уже на ногах стоял с трудом, ага), обняла, и абстрагировалась от тягостного происходящего вообще.
На поминках, к счастью, народу было немного, и они прошли как-то спокойнее и семейнее. Но в целом я здорово пожалела, что не осталась дома с бабушкиной сестрой, сразу сказавшей, что она на это всё - ни ногой.
А ещё я с ужасом думаю, если тут давно было понятно к чему идёт, и было время впустить в себя, подготовиться к потере, и состояние в последние месяцы вполне позволяло скорбящим гостям украдкой вздохнуть "отмучилась", и всё равно так тяжело и пусто - как же тогда, если по другому? Лучше бы никогда этого не узнать.
Комменты не отключаю, только, пожалуйста, не нужно писать соболезнований, просто спасибо всем, кто мысленно поддерживал. Только сейчас, кстати, поняла, что это исключительно гибельное, похоронное слово - соболезную - наверное, поэтому я его и не люблю.
А следующий пост вообще позитивный напишу - честно-честно! - про новосибирский крематорий. Мы туда ещё на следующий день тоже приезжали, и это здорово разгрузило впечатление от пережитого процесса.