Чёрные окна из окон "Икаруса"

Jan 18, 2016 17:19




Вчера, 17 января 2016 года, мы, градозащитники Петербурга, провели предпрезентацию нашей книги "Чёрные окна" в автобусе "Икарус-256" ("Интурист") от компании "Retro Bus" (http://www.retro-bus.ru/).  Поездка была закрытой - только для тех, кто помогал выйти в свет сборнику.  Это была награднАя поездка.  Поэтому я попрошу не обижаться тех, кого не пригласили.  Тогда бы нам пришлось арендовать электричку. Мы этого делать не стали, рассудив так: кто саночки возил - тот пусть и катается.



До сих пор мы практиковали поездки в ретро-трамваях.  Однако музейные МС-ки законсервированы до весны (хватит уже - намёрзлись на путях в блокаду), а те трамваи, что ещё можно видеть на улицах, мы брать не захотели. К тому же, встал вопрос: как привести трамвай к дому Зыкова, Рогова или в "Царство Сна" за Никольскими рядами? Правильно, никак. Поэтому выбор пал на автобус.

Этого дня мы ждали давно. Договорились о поездке и оплатили её ещё в конце ноября - одновременно со сборником.  Водитель и хозяин автобуса Фёдор Черноусов отозвался на наше предложение с живым интересом. Ведь книжных презентаций в ретро-автобусах ещё не было, да и градозащитники - народ культурный, салон не погромят и не засорят.  Тем более, мы делаем одно и то же дело. Фёдор вместе с единомышленниками спасает от участи груды металлолома старенькие, но ещё вполне бодрые автобусы, мы спасаем от участи груды кирпичей такие же дома.  Ну, в общем, мы поладили и стали ждать 17 января.




По ходу ожидания нас подстерегла небольшая трудность.  Изначально мы выбрали "Луноход" - ЛиАЗ-677. Однако, грянули морозы и ЛиАЗке стало тяжело заводиться.  Так как тёплых ангаров на каждом светофоре предоставить ему было невозможно, было решено не мучить машину и встретиться с ней при комфортной погоде.  Фёдор вошёл в наше положение, предоставив нам "Интурист".  В нём все желающие (а их, даже несмотря на то, что некоторые заболели и не смогли выбраться, было много) смогли разместиться без тесноты.  Не менее комфортно чувствовали себя и картины Яна Антонышева и Александра Гончарова: в салоне работала передвижная выставка, размещённая на задних сидениях, образующих уютный диван.  Да и "родной" микрофон экскурсовода (это же экскурсионник) нам здорово пригодился.

И вот этот день настал!

-----




Воскресный день 17 января. Приятный морозец, лёгкий снежок.  Приятный для нас, но не для техники: перед стартом я получаю от Фёдора информацию, что у нас "Икарус".  Я едва успеваю распечатать водителю маршрутный лист, и мы с ребятами, зашедшими ко мне для того, чтобы помочь тащить "картину" (точнее, две картины), "корзину, картонку"  (собака выразила солидарность с ЛиАЗом и на мороз идти отказалась) бегом рванули на Покровку (площадь Тургенева). Где нас ждали остальные участники поездки и куда вовремя (даже пораньше на несколько минут) подкатил наш шикарный синий красавец, приветливо подмигивающий нам с места посадки. За рулём был Фёдор, тут же принявшийся с интересом изучать нашу книгу.  Мы рады: ещё один экземпляр ушёл в хорошие руки (это, как известно, наша цель). Остальные тоже бойко шли: исторический момент раздачи запечатлён на снимке чуть выше.

Тронулись мы с небольшими приключениями: часть народа немного опоздала, и "Икарус" наш вынужден был поработать маршруткой, собирая пассажиров по дороге.

Автобус легко и плавно (ну так - пневмоподвеска!) тронулся с Покровки.  Взяв микрофон, я начала совмещать книжную презентацию с экскурсией.  К счастью, мне это удалось, потому что я прекрасно знаю маршрут, а авторы наши столь же прекрасно понимали, что впереди может быть экскурсионный объект, и драки за микрофон не устраивали. Для экономии путевого времени (автобус мы брали на три часа) стихи читались при пешеходных выходах -непосредственно у расселёнок. Чтецы получили неповторимые фотографии (их можно посмотреть в альбоме встречи: https://vk.com/album-107824850_224305367).  Поехали!!!




----------

Путь наш начался по Садовой - улице, собравшей в себе и около себя пугающее число расселёнок. Конечно же, мы ехали к чёрным окнам - героям наших стихов,  рассказов и эссе.  Первые на пути - дома Кавоса и Тона.  Кавос долгое время стоял заброшенным и неоднократно горел.  В итоге у него просто упал (рухнул) один флигель.  Остальные быстренько грохнули. Да, злонамеренное доведение зданий до состояния нестояния путём оставления без консервации (без кровли после пожара, с раскрытыми дверьми и окнами, в которые дует ветер, льёт дождь и летит снег) -  привычная практика.  Которую надо бы решительно прекратить, но на то нужна воля всего городского парламента, а не одного Бориса Лазаревича Вишневского, принявшего участие и в сборнике, и в поездке.

Лицевой корпус (главный дом) Кавоса уцелел, однако, сейчас находится на реконструкции, ход которой скрывает фальшфасад.  Что мы увидим, когда его снимут - непонятно.  Пока что Кавоса - это кот в мешке.  Неизвестного цвета и породы.

Соседний с Кавосом дом  Тонов расселяется.  А. ежели учесть, что ровно через дом находится ещё одна расселёнка, отданная хищной Мариинке - перспектива для квартала весьма угрожающая.

Сбавив скорость у Кавоса для осмотра, мы свернули на Фонтанку - к дому Зыкова. Вот тут  всю "прелесть" неудобства синих заборов, существенно, а порой критично и опасно сужающих проезжую часть, оценил и наш водитель. Злосчастный забор раскорячился на полдороги, сузив её вдвое.  А, если ещё учесть, что впереди по ходу движения  горка, из-за которой встречных машин не видно, то сооружение и вовсе превращает эту часть набережной в опасный участок. Фёдор - человек культурный и вслух не матерился. А было бы с чего: ему пришлось изрядно попыхтеть, выруливая на следующую часть маршрута.  Многие водители, среди которых пугающе часто встречаются жлобы, ни в какую не хотели пропускать наш "Икарус".  Перспектива получить в лоб или в зад от транспортного средства, многократно превосходящего по весу их утлые кредитные тачки, которые, как пишут новости, переворачивает даже ветер, их не пугала. Однако, разошлись миром и мы-таки в прямом смысле выкрутились.

Что сказать о доме? Дом, восьмой  год "маринуемый" инвестором, тих и печален. Стоящий благодаря нам, он рад, что его не забыли, к нему ходят.  А тут и вовсе приехали целым автобусом.  На фасаде гибнущего "коломенского Версаля" висит плакат "С новым годом!"  Хорошо, что висит не на крюках, а то бы я подняла бучу.  Ладно, пусть висит.  Желательно, чтобы его вообще не снимали. Пусть все видят заброшенность и глубину цинизма инвестора, поздравившего люд с фасада расселёнки. Это лютый цинизм. Что ж, с новым годом, старый дом... Вспомнинось своё же стихотворение: http://www.stihi.ru/2013/12/14/94




Перед входом в автобус мы обратили внимание и на расселёнку стоящую буквально напротив - на углу с набережной Крюкова канала.  Это дом Дворжака, в котором рождался гений композитора Прокофьева.  Сейчас этот дом (и тоже, кстати. памятник), столь же печален, как и его сосед - собрат по жуткой судьбе.

Но это было ещё не всё. Несколько минут спустя (мы проскочили весь путь без пробок) глазам участников презентации-экскурсии предстал целый заброшенный квартал в центре города.  Так называемое Царство Сна за Никольскими рядами. Заброшенные дома, один из которых уже продан на снос (да-да, именно с таким торговым условием, хотя, послужить ещё мог бы, в чём могут убедиться в него вошедшие). Заброшенная школа, заброшенные торговые ряды - часть комплекса Никольского рынка. Вкупе с изувеченным, полуснесённым рынком место это выглядит попросту ужасающе и тех, кто не был здесь, откровенно шокирует.  Однако, градозащитники - люди привыкшие.  И одного из наших авторов, Зинаиду Коннан, даже посетило Вдохновение. Новое стихотворение было написано прямо тогда и там - во время поездки, в Кустарном переулке. Переулок это весь затянут зелёной сеткой.  на морозе она заиндевела, и, вкупе с белыми деревьями зрелище, и ранее сюрреальное, превращается в сюжет сказки. Правда. очень страшной сказки.  И само страшное в данной ситуации то, что сказка эта - явь. А будущее ещё страшнее. Ибо тут на снос маринуют уже целый квартал.










Побродив по "Царству", мы направились к дому Лермонтова, застывшему в столь же тяжёлом, тревожном Сне под такой же зелёной сеткой.  Дима Негодин рассказал о нём и подарил желающим открытки с его изображением, а также с изображением других связанных с именем поэта зданий. Дом на Садовой - самый несчастливый из них, ибо в остальных есть музеи, а на Садовой, несмотря на наши усилия, пока не предвидится.

Что у нас дальше по маршрутному листу? Мы едем к Рогову... Проезжаем мимо заброшенного дома Целибеева, из которого недавно, как и из дома Лермонтова, "улетела" в неизвестном направлении редчайшая балюстрада с драконами. Менты искать не стали, уголовное дело не завелось (у меня на руках отказ, обжалование в генпрокуратуру не помогло).







Для нас Рогов - по-прежнему дом. Хотя, это уже поле Рогова. Но дом настолько крепко отпечатался в нашей памяти (ибо ох, как тяжко его спасали), что за "поле" меня могут ругать свои же. Впрочем, явь есть явь. Мы выходим в Щербаковом переулке. Наша пёстрая шумливая стайка притихла враз: трагические события здесь все прекрасно помнят. Отныне это место для нас тяжёлое. Мрачный, здорОво-злой Ян (Антонышев) вешает на забор свою картину. С изображением ещё живого здания. И (вот она, мистика!) картина потом не хочет сниматься с забора - художнику с огромным трудом удаётся её буквально оторвать... Здесь её не оставишь: владельцы поля недобрые. Последние осколки кирпичей и "хиросимская тень" от дома на соседней стене... Поле хочет увидеть, ещё раз познать, каким был дом... Борис Лазаревич (Вишневский) вспоминает ту битву вслух. Маргарита Львовна Филиппова (директор издательства) ледяным взглядом глядит на плакат на заборе: "Реконструкция со строительством... КАК это может быть?! КАК, в мне скажите?!" Ничего не говорят, молчат камни. Маргарита Львовна вообще в шоке. Она, конечно, бывалый человек, и она издала нашу книгу. Но она знала все эти дома живыми (в её жизни многое связано с Адмиралтейским районом) и её память упрямо "цепляется за рваную сетку", пытаясь её сорвать. Знакомое ощущение. Молча стоим. Уходим. Следующая остановка - Блокадная Подстанция.

В автобусе звучат стихи и песни. Мы следуем к Летнему саду, который тоже изувечили. О нём в рифму повествуют Наталья Аперльская и Диана Радес. Доселе они не были знакомы. теперь потянулись друг к другу и живо общаются. Вообще, атмосфера в салоне удивительно живая и тёплая. "Несмотря на тяжёлую тему, в автобусе был Свет. И излучали его люди" - скажет потом о нашей поездке Диана Петровна. А верстальщик Олег Куликов добавит: "Мы были как одна большая семья".







У Подстанции нас встретили "подстанцы" - группа, подсаживающаяся у Подстанции. Мы радостно приветствуем друг друга. Александр Гончаров (оформитель обложки) раздаёт сувениры от "Старого Города" -арт-гпппы, в которую входят все наши художники. Подстанция в опасности (ей угрожает снос), но она жива. мы слушаем рассказ о ней Виктора Туралина, дарим ей алую розу и следуем обратно. Некоторые удаляются на идущую почти в соседнем доме выставку Яна Антонышева и Владимира Яшке. Группу уводит сам Ян.




У подстанции к нам присоединяются потомки зодчего Павла Мульханова - Эдвард и Людмила. Правнуки (на фото они стоят справа). Мы обсуждаем с ними безрадостную перспективу ещё одного мульхановского дома - на углу Блохина и Провиантской. Набрасываем дальнейшие шаги. Правда, очень бегло, но всё впереди. А пока впереди - обратный путь.




Показываем объекты уже "подстанцам". Немного перекусываем: чай, сок, шампанское за сборник, конфеты, пироги... Темнеет. Чёрные окна за окнами автобуса - их уже многие сотни... Как же повезло этому автобусу и как не повезло домам...

В вечерней тьме нас встречает Покровка. До свидания, счастливый автобус и его заботливый водитель! Мы ещё встретимся, и, надеюсь, не раз. Ибо непередаваемую атмосферу в салоне создавали не только люди, но и атмосфера любви заботливого хозяина к машине. Благодарю всех, и до новых встреч!

градозащита, акции, инициатива

Previous post Next post
Up