Ограбление Лермонтова

Apr 01, 2015 15:06




Буквально только что (тридцатого числа) в нашем городе произошло чрезвычайное событие. После помпезно отпразднованного не им самим 200-летнего юбилея, средь бела дня, в центре города, напротив отдела полиции, посмертно ограблен поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. И это не шутка.

ШУТКА В ЦЕЛЬ

Неустановленные лица проникали в закрытый, заброшенный дом, где когда-то жил и творил поэт, несколько раз: и ночью и днём. В итоге здание полностью лишилось фигурного ограждения лестницы.

А первое апреля началось с сообщения одного из СМИ об исчезновения ангела Петропавловки. Я вгляделась в фотографию, найдя её подозрительной. На всякий случай запросила заголовок в поиске "Яндекса".  Узрев, что, спустя почти четыре часа после появления новости шума ещё нет, окончательно уверовала в фейк.

Но всё-таки искала. Потому что в такое уже веришь. Если у нас пошли уже такие розыгрыши - то это тревожный знак.

Шутка, как говорится, в цель.

---



ШУТКИ В СТОРОНУ

Успех этой шутки - в информационном фоне. Ленты переполнены событиями позавчерашнего дня. Атаке мародёров, вовсю орудующих в двадцать первом веке, подвергся дом Лермонтова на Садовой. Варварам Жилкомсервиса № 2 Адмиралтейского района, на чьём балансе числится дом, в одиночку (время было, как назло самое рабочее) противостоял оказавшийся поблизости Дмитрий Негодин.  Теперь Дима может с полным правом называть себя защитником дома поэта.  Мне самой приходилось отбивать убранство и я  знаю, что это такое. Так что, шутки в сторону.

Но днём растаскивали уже скромное убранство флигелей.  Сам дом разграбили ночью, а утром объявление о продаже старинных чугунных балясин из дома Лермонтова уже висело на портале частных объявлений "Авито".  В качестве продавцов фигурировали некие Павел и Ольга, живущие тоже в Адмиралтейском районе.   Он - скупщик металла, она - посредница.

---

СЛУЧАЙ ДАЖЕ НЕ ТЫСЯЧНЫЙ

Пишу, как градозащитник-практик. Случай с домом Лермонтова чудовищный, но не первый. И даже не  тысячный.  Любой дом при расселении, при отсутствии грамотной консервации (это девяносто девять процентов случаев из ста)  переживает нашествие мародёров.  Тащат всё: оставленную жильцами утварь и мебель, трубы и батареи,  дверные звонки, витражи, барельефы, подоконники, оконную и дверную фурнитуру и прочее, вплоть до электрических розеток.  Этому варварству никто не противостоит. Стандартов консервации не предусмотрено: на мой законопроект о содержании расселённых зданий ни у кого по-прежнему нет никакой реакции. Хотя, закон этот детально прописывает всё: от стандартов до ответственности.  У власти законодательной всё не доходят руки. Об исполнительной в лице городского комитета по охране памятников (КГИОП) я поведу речь далее.

Обобщаю. С отъездом последнего жильца дом растаскивается по кусочкам юркими двуногими крысами. И балюстрады - витые, чугунные, затейливые - пропадают первыми.  Это тенденция. Я знаю только одну расселёнку с не спиленной балюстрадой. Она надёжно законсервирована, но тоже "не застрахована".  Старинных балюстрад в Петербурге остаётся всё меньше.  Они беспрепятственно попадают в скупки металлолома, которые уже давно пора прикрывать.  Мне удалось закрыть несколько этих гнёзд криминала путём официальных писем. Но, кроме меня,  этим опять-таки никто не занят. Видимо, кто-то кормится.

Не в первый раз, в пустоту, задаю я вопрос, куда улетели редчайшие, единственные в городе драконы балюстрады Целибеевых: http://darwa.livejournal.com/tag/дом%20Целибеева. КГИОП по моему звонку информацию зафиксировал, но мер не предпринял. Я пыталась завести уголовное дело. Но моё заявление из городской прокуратуры было спущено в районную. Оттуда, в свою очередь, в РУВД, а далее - ментам из ОП № 76.  Инцидент сочли банальной кражей, и (типичный случай), отказали в возбуждении, сославшись на то, что преступник не найден (хотя, в доме находился охранник), а красть не у кого. Дом принадлежит государству, а утверждение "Государство  - это я!"  не срабатывает. Драконов никто не стал искать.

Здесь тоже могла быть "целибеевская ситуация". Но  сбытчикам "свезло, как утопленникам":   домик оказался не простой.

---

НАРВАЛИСЬ НА ПАМЯТНИК

В отличие от "старика Целибеева" дом на Садовой, 61 - не скромный "выявленный объект", а известный мемориальный адрес. И более того, единственный сохранившийся и не пересроенный дом Лермонтова в городе.  Статус у него полноценный, реестровый - памятник регионального значения (почему не федерального - это прямой вопрос к КГИОП).  И, в отличие от целибеевского инцидента, 243-ю статью УК ("Уничтожение или повреждение объекта культурного наследия")  применить здесь можно вполне.  Теперь дело за следствием. Но не будем забегать вперёд.

Статья прорисовывалась отчётливо.  Два лоха (иначе не скажу) не в первый раз промышляли сбытом старинных балясин, но нарвались на памятник.  На этот раз фраера сгубила не жадность (всего-то по три тысячи за лермонтовскую балясину), а  реклама.  Не знакомые с законом (что не отменяет ответственности), и, очевидно,  доселе не примерявшие наручников продавцы угораздились указать в объявлении, что это - балясины из дома Лермонтова на Садовой, 61.  Рекламный ход был как нельзя удачным: предложение моментально привлекло внимание градозащитников и  журналистов.  Два лоха радовались успеху своего коммерческого предложения, и даже подняли цену с трёх тысяч до пяти. Но, как обычно пишут в криминальных хрониках, в дверь постучались оперативники.  Задержание состоялось в эфире "Сотки" (100ТВ).  Боевые журналисты провернули контрольную закупку со взятием с поличным, обеспечив себе "бомбовый" сюжет, операм - похвалу от начальства, а нам - помощь зданию.  Балясины были изъяты из коридора коммуналки на Московском проспекте, близ метро "Технологический институт".

Пока задержанные "отмокали" на допросах, Дима Негодин пресекал попытку дальнейшего размародёривания, направлял заявления в полицию и прокуратуру района, "терзал" ментов, поначалу не желавших принимать обращение по факту преступления, прокурора и следователя. Который... тоже тщился списать инцидент на "кражу ни у кого", и тем самым свести дело на нет в самом начале. Помимо этого Дима, проникнув в дом, фиксировал повреждения, нанесённые зданию. Вести изнутри поруганного дома шли тревожные.  Балюстрада утрачена полностью. Причём, не спилена, а выломана с корнем. С кусками лестничных площадок.

Вы спросите: журналисты в эфире задерживают расхитителей.  Градозащитники противостоят мародёрам, фотофиксируют и оценивают (визуально) ущерб (с суммой такового, учитывая бесценность памяти, будет трудно).  А что же делает КГИОП?

Хороший вопрос.

---

"ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!"

КГИОП ко времени пика информационного пожара пребывал в отчётливой ситуации "рыльце в пушку".  В моём "досье на увольнение" на его председателя значилось  девять "подвигов" за семь месяцев пребывания в должности ( http://darwa.livejournal.com/432337.html). Среди оных -  открытое отстаивание интересов инвесторов в ущерб памятникам, отсутствие наказания преступникам, "замирение" с ними по суду, афёры, служебные подлоги, самовольная трактовка федерального законодательства, информационный  рэкет по отношению к экспертам и взяточничество подчинённого, за которое тот сейчас  сидит в тюрьме. Ещё не утих газетный пыл  от предыдущего события - как снова скандал с наследием. Да ещё какой!  Десятым, "юбилейным" "подвигом" стала открытая распродажа культурного наследия культурной столицы и разграбление средь бела дня дома Лермонтова.  Надеюсь, после такого "апофеоза" даже самый наивный поймёт, что с этим КГИОПом явно что-то не то.  И разговоры как минимум об отставке председателя зазвучат в полную мощь.  Ведь "подвигом" стал не только инцидент, но и реакция на событие.

Шум, как я уже писала, поднялся большой.  Тем более, Лермонтова посмертно грабят не в первый раз: неизвестно, где находится в данный момент оригинальная мемориальная доска, которую  музей городской скульптуры мне который год упорно не показывает.   Поэта ещё и уплотнили:  музей, которого мы добиваемся (в городе нет музея Лермонтова, и самое место ему - в мемориальной квартире) по инвестиционным обременениям должен занимать не более пятидесяти метров. И вот теперь - разграбление здания.  Как же отреагировал КГИОП?

Звонки в комитет начались с утра. Сразу же после обнаружения объявления.  Звонили все те же градозащитники и журналисты.  Вторым комитет отказывался комментировать, а первым в ведомстве отвечали: "Этого не может быть!" И бросали трубку.  Газете "Метро" и вовсе ответили, что удивлены появлением данного объявления в свободном доступе. Надо понимать, расхищать убранство надо тихонечко.

Конечно же, на объект никто не пришёл. Не зря председатель комитета говорил в интервью, что "держать и не пущать - не дело комитета".   Конечно, пусть это делают градозащитники... Ну, в общем, в отличие от кипящего города, в кабинетах на Зодчего Росси было всё спокойно.   На удивление. "Икру никто не метал", как это для вида было при предыдущих "обострениях" с объектами.  КГИОП уже даже не стремится "сохранить лицо".  Или полная безнаказанность, или всё потеряно? Скорее, первое.  Ведь пятимиллионное взяточничество зампреда сошло с рук председателю: он удержался в должности.

На мой взгляд, зарвавшихся уже пора осадить.

"Проснулись" "охранители памятников" лишь вечером.  Пресс-служба выдала скудное заявление. Ведётся, мол, проверка, (очевидно, сугубо кабинетная) а комитет направил в УВД района заявление об уголовном преступлении. По той же 243-й.  Лишь сутки спустя, 31-го, комитет вышел-таки на объект. Когда всё было кончено. К тому времени Дима уже всё отфотофиксировал. СМИ раструбили о сообщении комитета этом во все стороны.  Мне очень обидно за Диму Негодина.  Ведь он был первым: к тому времени, как КГИОП поверил в произошедшее, Димины заявления уже сутки лежали в полиции и прокуратуре.  КГИОП поступил некрасиво: попросту примазался. Смешно и горько было читать об "оперативной реакции на ситуацию комитета по охране памятников".

Журналистов прошу исправить свою ошибку.

---

ВИНОВНЫХ УСТАНОВИТ СЛЕДСТВИЕ

Под занавес изложения фактов обычно встаёт два вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?"  Классические вопросы Чернышевского и Герцена. Отвечу на оба.

Виновных установит следствие. Если, конечно же, оно будет.  Лично я на пыл КГИОПа не надеюсь. Уверена: либо дело вообще распылится и закроется (если вообще заведётся), либо наказанием будет штраф в 20 тысяч.  Возможно и снова мировая.  Или заключение, что балясины не те, а идентичные (КГИОП вполне может сыграть так для прекращения шума).  Подлинной экспертизы в виде сличения срезов будет невозможно добиться. Поэтому вся надежда у меня на заявление Димы.  Дело нашей общей чести - сделать так, чтобы оно было доведено до конца.  Тем более, что оно на мази: преступники найдены.

Картина такова.  Продавцы балясин утверждали "покупателям", что всё согласовано. Разумеется, это чушь. Согласований на разграбление памятника никто не даст.  "Согласовали" скупщики, по их словам "с ЖКХ". С тем самым Жилкомсервисом № 2 Адмиралтейского района.  Именно эта организация должна стать соответчиком в деле.  Ведь именно её представители на момент грабежа имели единственное право законного проникновения в здание, числящееся у них на балансе.

Также скупщики заявили, что балясины (по их версии, "металлолом" ) им отдал новый хозяин здания, которому внутренностей не нужно - он, дескать, решил сделать в доме полную перепланировку (о том, что такие инициативы караются уголовно, "повествователи" тоже, разумеется, не знали). Дом в стадии передачи под очередную гостиницу Мариинке (Мариинскому театру). Но, так как Мариинка - ещё не хозяин и вряд ли будет так уж пачкаться,  хозяевами себя самовольно почувствовали работники ЖКХ (которых и заметил Дима, когда они крушили дом).  И руководство Жилкомсервиса, и непосредственные исполнители должны сесть на скамью подсудимых.  К повреждению ОКН следует добавить ещё самоуправство и превышение должностных полномочий.

Скамья, в идеале, должна быть длинной.  Привлечь к ответственности нужно и КГИОП. За бездействие.   Реакция спустя сутки - это чрезвычайное происшествие.

Плюс ко всему, меня волнует странное совпадение интересов КГИОПа и жилищников.  Им можно объяснить медлительность и спокойствие.  Они в совместных интересах. И те, и эти граждане работают на уменьшение ценности здания.  Без балюстрады, с раскромсанными лестничными клетками и ступенями, ценность уже уменьшилась.  Ведь каждый скол, каждая трещинка без выяснения причин своего появления ставится дому в вину при заказываемой инвестором экспертизе. И я читала эти экспертизы.  Суммарно это составляет процент износа. Если учесть, что процент как минимум вдвое "пририсовывается" - мы видим цель. Снести  дом Лермонтова  "за необратимой аварийностью".

Возможно интересант проекта с КГИОПом уже всё проговорил. И здание ему попросту не нужно. Однако же, не так легко снести домик с таким резонансом.

Так что, ответить должен и КГИОП.

Со скупщиками всё ясно.  Они взяты с поличным и посему "твёрдые обвиняемые". В их "трудовых биографиях" хорошо бы покопаться дотошному следователю.  А вдруг отыщутся и драконы Целибеева, и ещё много других ценностей? "Малину" следует хорошо обыскать. А заодно обшарить все районные скупки металла. С их закрытием.  Как минимум за незаконную коммерческую деятельность.  Ибо максимума - "скупка краденого" не достичь. Красть, как мы знаем, "не у кого".

Ответить должен и портал "Авито".  Как пособник уголовников.

К настоящему времени скупщики... отпущены на свободу. Без наблюдения. Сколько ещё домов будет разграблено и по кусочкам продано на "авито" - лично мне неведомо.

Балясины изъяты. То, что изъяты - хорошо.  Но я тревожусь, как бы их не постигла судьба мемориальной доски с фасада дома Лермонтова.

И неизвестно, где остальные балясины.  Всплыла на "Авито" и была найдена лишь малая часть. Бесценное наследие утрачено. Потерю невозмоно перевести в денежный эквивалент.

---

ШУМ НЕ ДОЛЖЕН ЗАТИХАТЬ

Что делать? Срочно принимать мой закон.  Дело не в том, что он мой. Он спасёт сотни расселёнок.  А до принятия - прикрыть все скупки лома, перед этим хорошо прошарив их на предмет присутствия наследия.  Я не за то, чтобы "расстреливать и сажать, но для острастки посадить пару-тройку бы не помешало.   Будет уже хорошо, если сядут продавцы наследия  дома Лермонтова. Но что-то  мне подсказывает, что они не сядут.  А значит, их последователи, выждав, окажутся безнаказанными.

И станут хитрее.  Теперь они уже не будут выставлять свой товар на "Авито". И уж тем более указывать, что он из дома-памятника. Рынок уйдёт в тень.  Поэтому необходимо его срочно ликвидировать.  Беспредел с металлоломом нужно прекратить: двуногие крысы нуждаются в ликвидации кормушки.

Далее. На всех порталах, под каждым объявлением, должна быть кнопка "нарушение законодательства". Реакция админов должна быть незамедлительной, во избежание разделения ответственности с преступниками.

В Уголовный кодекс нужно обязательно вернуть статью "Мародёрство".  Распространив её не только на событие военного времени, но и на любые чрезвычайные происшествия, в число которых нужно включить разграбление расселённого здания.  Одной статьи 243 ощутимо мало. К тому же, она практически не действует, и не применима для домов, не являющихся ОКН.

Ситуацию нужно довести до сведения губернатора и министерства культуры. Пусть не отреагируют. Пусть просто знают. Пусть знают все. Меня тревожит, что шум утих, и всё вновь стало спокойно, как будто ничего и не происходило. Нам всем необходимо держать инфотонус. Повторяю: в Санкт-Петербурге ограблен, размародёрен дом Лермонтова.

---

КВЕСТУ ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ

Ну и, конечно же, нужно реформировать КГИОП. На глазах которого сутки грабили мемориальное здание. И это только грабили, в открытую. Сколько было тихих краж - не подсчитать. Квесту "Удержится ли Серёжа?", стоит положить конец. Ибо на его результат уже пора делать ставки.

Во-первых, нужно уволить председателя. Далее - полностью переформатировать комитет.  Уволить каждого. Приём назад - по результатам тщательной проверки с привлечением общественников.  Как минимум - совета по культурному наследию. Своё слово должно сказать и Законодательное собрание.

Во-вторых, пора уже снять с комитета функцию "использования".  Лишить комитет этого права, дающего кормушку.  КГИОП должен превратиться в КОП - жёстко комитет ОХРАНЫ памятников.   Если отсечь комитет от инвесторов путём отсечения двух букв в аббревиатуре, то "зачистка"  может произойти сама собой.

Хотелось бы,   чтобы к моим словам кто-то прислушался. Я знаю, этот текст читают те, кто имеет соответствующие сферы влияния.

Иначе мы действительно дождёмся отлёта в металлолом ангела Петропавловки.

Иллюстрация: скриншоты объявления с "Авито", фото Дмитрия Негодина из дома Лермонтова (фотофиксация повреждений).

мародёры, дом Лермонтова, интерьеры, градозащита, на чистую воду, кривительство, свиновники

Previous post Next post
Up