Прицельный плевок в душу (вместо отклика)

Jan 19, 2015 01:25



Фото с сайта http://www.archnadzor.ru

С чувством глубокого  и всё нарастающего возумщения воспринимаю и осознаю я снос домов Привалова в Москве. И не только потому, что я градозащитник.

И даже не по той причине, что я помню и люблю старую добрую Москву. И поэтому знаю, что Садовническая - это почти Кремль. Примерно как наша Миллионная в соотношении с Дворцовой площадью. То есть, вандалы вовсю орудуют уже  в самом сердце наших городов.

Снос этих домов оскорбил меня лично.



Соль в том, что Садовническая, 9 - это не простой адрес.  В одном из этих зданий в начале прошлого века располагалась редакция литературного журнала "Млечный Путь", в которой читал свои первые московские стихи Сергей Есенин.

"Впервые я встретился с Есениным в 1915 году в редакции московского журнала «Млечный Путь». - Пишет поэт и мемуарист  Николай Николаевич Ливкин (http://esenin.ru/o-esenine/vospominaniia/livkin-h-h-v-mlechnom-puti). - Это был ежемесячный журнал, где охотно печатали молодых. Больше всего там было стихов...
Редактором и издателем «Млечного Пути», первый номер которого вышел в январе 1914 года, был Алексей Михайлович Чернышев. Самоучка, не получивший в школьные годы даже начального образования, он рано начал писать стихи. Самостоятельно занимаясь своим образованием, он вступил в кружок «Писатели из народа», а затем стал выпускать свой журнал, вкладывая в него бескорыстно порядочные средства и все свое свободное время.
В 1915 году в литературном отделе журнала сотрудничали: И. Бурмистров-Поволжский, Спиридон Дрожжин, Николай Колоколов, Иван Коробов, Надежда Павлович, Дм. Семеновский, Евгений Сокол, Игорь Северянин, П. Терский, Илья Толстой, Федор Шкулев. Еще в 1914 году с рассказом «На вахте» в журнале выступил А. С. Новиков-Прибой, в 1915 году Н. Ляшко опубликовал в «Млечном Пути» свои короткие рассказы «Казнь», «На дороге», «Степь и горы». Свое доброе слово журнал сказал о молодом Маяковском.
 В начале 1915 года в «Млечном Пути» появляется стихотворение Есенина «Кручина», а затем - «Выткался на озере алый свет зари».
Молодежь, группировавшаяся вокруг журнала, весьма охотно посещала литературные «субботы» «Млечного Пути». Они проходили обычно живо и интересно.
За столом писатели, поэты, художники, скульпторы, артисты. Все, кто хотел, могли прийти на эти «субботы», и всех ждал радушный прием. Читали стихи и рассказы, обменивались мнениями, спорили, беседовали о новых книгах, журналах, картинах.
На одной из «суббот» меня познакомили с очень симпатичным, простым и застенчивым, золотоволосым, в синей косоворотке пареньком.
- Есенин, - сказали мне.
Я уже читал его стихи, напечатанные в «Млечном Пути», и они мне понравились.
В этот вечер Есенин принес новые стихи. Читал тихо, просто, задушевно. Кончив читать, он выжидающе посматривал. Все молчали.
 - Это будет большой, настоящий поэт! - воскликнул я. - Больше всех нас, здесь присутствующих. Есенин благодарно взглянул на меня".

Ливкин не ошибся.

В защиту этого комплекса век спустя выступили современные именитые российские поэты и писатели ( http://philologist.livejournal.com/7161069.html). Причём, люди совершенно разных политических и эстетических взглядов.  Они фактически стояли рядом.   Единой стеной, что уникально.

Мало того, что власть  их обращение проигнорировала.  Этот снос был осуществлён в год литературы (коим помпезно объявлен наступивший 2015-й) и в год 120-летия Есенина. Более точно выбранного времени не представить. Более гадкого подарка не вообразить.

Подарок этот лично мне. Потому что я тоже пишу стихи.  И, пожалуй, особенно мне. Потому что я часто пишу стихи о том, как наш город ломают. Многим они костью в горле. А Садовническая, 9 была тем адресом, где сто лет назад меня бы выслушали. Так что, адрес этот - не просто Есенинский. Точнее, не только. Это ещё одно свидетельство той романтической эпохи, когда простому неизвестному парню, только что с вокзала, можно было запросто явиться домой к Блоку. И быть услышанным.

Уже исчезнувшее свидетельство.

Так как сейчас уже нет "суббот" "Млечного Пути", мне и моим соратникам приходится читать свои стихи на улице. Мы, поэты ещё одного гибнущего под экскаваторами города, читаем их у дома Лермонтова на Садовой улице. Дом, в котором поэт пережил смерть Пушкина, написал знаменитое стихотворение-отклик и отправился в ссылку, тоже под угрозой. Он стоит заброшенным и судьба его не ясна. Год 200-летия Михаила Юрьевича прошёл в борьбе за спасение дома и создания в нём музея. В музее отказано. Дом тихо гибнет. Мемориальная доска на нём уже не подлинная. А наша. Картонная. Мы не даём ораве варваров стереть память.

Это та же орава, что дала отмашку на снос домов Привалова. Орда. И против неё мы - мятежники исчезающих городов.

Нашу,  петербургско-петроградско-ленинградскую литературу, культуру и просто память  тоже крушат гидравлическими ножницами.  Убит знаменитый "Литературный дом". Маринуется на снос редакция "Русской старины" на Фонтанке, 145б.  Рядом, уже пострадавший от сноса его флигелей, в страхе застыл дом № 143. Первый "Цех поэтов".  Не памятник.

Варварски изувечено и тоже фактически снесено  издательство С. М. Проппера на набережной Адмиралтейского канала, 15.  Там тоже уже не помечтать.  Это тоже адрес Есенина - редакция газеты «Биржевые ведомости», где он  публиковался. А когда орда только ещё начинала сплачиваться с инвесторами, снесли "Англетер". Последний есенинский адрес.  Так что, Сергей Александрович в плане сохранности памяти, можно сказать, поэт роковой... И ещё неизвестно, что ждёт в процессе "реновации Коломны"  старенький дом Блока.

А дома Приваловых в Москве крушит "дочка" той компании, которая нацелилась на Блокадную подстанцию. Святое место для каждого ленинградца.

В конце подобного повествования принято возмущаться и резюмировать - подводить некие итоги. Но всё уже сказано: откликов предостаточно. Поэтому повторю лишь следующее:  этот снос в это время для меня - личное оскорбление. Очень меткий плевок в душу.

Прицельный плевок.

союзники, градозащита, отклик, сносы

Previous post Next post
Up