Марина и Сергей Дяченко, "Магам можно все"

Jan 06, 2007 16:18

... Прошу знакомиться. Хорт зи Табор. Наследственный маг вне степеней - что в актуальной классификации обозначает мага высшего разряда. Один глаз серый, другой зеленый. Материально обеспечен. Занимает достаточно высокое положение в обществе. Не любит, когда ему надоедают с просьбами о помощи. Любит превращаться в хорька и потрошить соседских кур. Склад характера - эгоистический. Не женат. Сова сдохла. Можно любить и жаловать. Ах да... Еще Хорту зи Табору можно все. Или, по крайней мере, он сам так считает.
... Данный роман Дяченок по своей форме является детективом в фентезийных декорациях. Главному герою предстоит найти некого Препаратора, волшебника, похищающего людей и в экспериментаторских целях калечащего их души, изымая из них те или иные черты характера. Хорт зи Табор берется отыскать и покарать преступника. При этом мотивами Хотра являются не стремление к справедливости или желание помочь другу детства, потерявшему в результате ухищрений Препаратора, а скорее желание самоутвердиться. Параллельно в небольших интерлюдиях разворачивается история из далекого прошлого Препаратора, бывшего нашей современницей, женщиной по имени Юля. Эта история написана в совершенно другом стиле, нежели основной текст, она повествует о том, как из-за конфликта с мужем был разрушен Юлин брак, а ей самой пришла мысль изменять характеры людей. В лучшую сторону, разумеется. Кроме того, по тексту рассыпаны маленькие отрывки из жизни магического сословия.
Сама детективная интрига романа закручена довольно слабо, личность главного злодея вычисляется легко за отсутствием других достойных претендентов. Попытка привлечь внимание читателя в ложную сторону, изобразив как кандидата на роль злодея Ондру Голого Шпиля, выглядит не очень убедительной. Впрочем, указанная интрига является второстепенным пунктом в общей структуре романа, весь же смысловой упор сосредотачивается на ряде других моментов, психологических по существу.
Во-первых, это рассуждения о том, допустимо ли вносить коррективы в человеческую личность, преследуя сколь угодно благие цели. Ответов на эти вопросы не дается, но дается материал для разиышлений в виде людей, чьи личности были бесповоротно искалечены проведенными над ними опытами.
Во-вторых, это ощущения человека, наделенного полной вседозволенностью и способного убить любого, кого он захочет и по какой угодно причине - Хору попадает в руки Корневое заклинание Кары, наделяющего его всемогуществом определенного толка. По большей части иллюзорным, но вполне способного разрушить психику одним только ощущением его наличия.
В-третьих, это обретение способности любить человеком, прежде не испытывавших никаких сильных чувств ни к кому, кроме себя. Хорт зи Табор является крайне интересным литературным персонажем, сходу не смогу припомнить настолько ярко и естественно выписанных эгоистов. Любопытно, что при всей своей эгоистичности Табор не вызывает особенного неприятия. Остальные герои произвели меньшее впечатление, за исключением Юли (именно Юли, а не Оры) и эпизодического персонажа - жены ювелира, у которой Препаратор изъял художественный вкус и критическое восприятие действительности.
При этом есть несколько моментов, вызвавших у меня сомнение. Первое - это развитие образа Препаратора, антагониста главного героя. Между Юлей из интерлюдий и Орой Шантальей из основого текста нет практически ничего общего, по своему характеру это два абсолютно разных человека. Конечно, по собственному признанию Юли/Оры, ей почти миллион лет, а за такое время сложно не измениться, но результат все равно показался мне не очень убедительным.
Второй претензией является сам описываемый мир. Действие разворачивается в далеком будущем, однако не поясняется, ни как мир принял ту форму, которую принял, ни как жившая в наши дни Юля стала волшебницей. Некоторая недосказаность подобных моментов - характерная черта для Дяченок, она проявляется и в "Долине совести", и особенно в "Пещере". С одной стороны, ее нельзя считать объективным недостатком, потому что на восприятие книги и заложенных в ней идей она не влияет - авторы лишь отсекают то, что является по их мнению лишним, дабы оно не отвлекало от основного. С другой стороны, чисто субъективно я не люблю, когда в текст вводятся интригующие загадки, остающиеся в итоге без ответа, поэтому одобрить для себя применение такого приема не могу.
В целом же, книга достаточно сильная. Хотя дочитав ее, я пришел к выводу, что у Дяченок меня в большей степени увлекают не фэнтезийные тексты, а те, где действие происходит в нашем мире или производных от него - из читанных мною это "Казнь", "Пещера", "Долина совести". Фэнтезийные же их романы идут у меня довольно туго - к примеру, никак не могу дочитать вполне вроде бы пристойного по всем статьям "Скрута". Так же и в "Магах" больше всего мне понравилась не история Табора, а отступления на тему нашей действительности.

книги

Previous post Next post
Up