Несколько лет назад мне довелось побывать в Венеции. Это незабываемое путешествие в Италию достойно отдельно рассказа. Сама Венеция - фантастический город, ощущение нереальности своего присутствия там меня не покидало - время как будто остановилось, я оказалась внутри какого-то исторического фильма и один день в этом сказочном городе вместил в себя массу информации и впечатлений. Конечно же, времени оказалось недостаточно для того, чтобы увидеть всё, что хотелось бы посмотреть, обойти множество улочек, украдкой заглянуть в окошки домов, посидеть в уютном кафе с видом на Канал Гранде и, конечно же, посетить множество магазинчиков и сувенирных лавочек Венеции. Последнее, конечно, чисто «девочковое», т.к. именно для женского взгляда в Венеции масса всего привлекательного:) Из Венеции я привезла в подарок много сувенирчиков-подвесок из муранского стекла. Это потрясающей красоты и необычности изделия - самой разнообразной формы стеклянные пластины с эффектом мозаики или витража. Я была просто потрясена разнообразием различных технологий изготовления бисера, бусин и стекла, но техника Миллефиори (Millefiori - в переводе с итальянского "Миллион Цветов") меня подкупила своей необычностью, красотой и действительно уникальностью технологии. Сувенирчики моментально раздарились, а единственный оставленный для себя кулончик я случайно разбила… Была расстроена ужасно, и стала мечтать о новой поездке в Венецию и новых покупках. Но недавно обнаружила информацию о том, что в Москве есть замечательный уютный магазинчик, где можно не только примерить всякие красивые кофточки и платьица, но и подобрать удивительной красоты бусики-кулончики- часики и всякие другие очаровательности из муранского стекла для своего стиля. Вот здесь
http://bottega-murano.livejournal.com/ есть информация об ассортименте и все координаты магазинчика:) Вас там встретит очень приветливая и милая хозяйка - Галина, и всё покажет-расскажет:)))
Под катом - картиночки изделий из муранского стекла и немного истории о нём.
Первые свои творения венецианские стеклодувы явили миру почти тысячу лет назад. За долгие десять веков существования стеклоделие Венеции пережило бурную эволюцию, громкую славу, темное забвение и новый яркий расцвет...А начиналось все за глухими стенами монастыря, где бенедиктинские монахи тысячу лет тому назад решили делать стеклянные фляги для своего знаменитого ликера. Их опыты по выплавке стекла, обогащенные секретами беглых византийских стеклоделов, привели к невиданному расцвету ремесла.
Вначале мастерские находились в самой Венеции, но так как в городе было много деревянных построек, то всякое производство, связанное с огнем, постоянно угрожало ему пожаром. Поэтому в XIII веке правительство решило перенести стекольные мастерские на отдельный остров - Мурано. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с этим островком, а стекло называется муранским.
Муранское стекло, несмотря на развитие технологий, изготавливается исключительно ручным способом. Дыхание - вот тот компонент, который его оживляет, придает ощущение воздушности и легкости. Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом - грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух...
Таким способом изготовляются любые вещи: и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подвергалась никаким усовершенствованиям. Возможно, потому так притягательны, так эмоциональны творения муранских художников, что в каждом предмете - след живого человеческого дыхания. Отсюда уникальность и неповторимость поверхности и формы каждого изделия, а, кроме того, огромное разнообразие оттенков и техники декорирования стекла.
Славу муранцам принесла, прежде всего, стеклянная вить (филигрань). При отделке стеклянной витью на изделие навиваются тонкие белые нити из опалового стекла. Скрученные спирально нити составляют бесконечно разнообразные сплетения. Отличала муранские изделия и техника миллефиори (тысячи цветов), когда мелкие пластинки, изображающие пестрый цветок, заплавлялись в наружную поверхность стекла. Производство этого необыкновенно красивого стекла было окружено тайной.
Для изготовления цветного стекла применяются окиси цветных металлов. Зеленый цвет дает окись железа, зеленый или красный тон - окись меди. Синий цвет получают при помощи кобальта, рубиновый оттенок дает примесь золота. Прозрачное венецианское стекло, знаменитое cristallo, поражает хрустальной радужной игрой света и особой легкостью. С помощью окиси олова получают непрозрачное белое стекло молочного оттенка. Большое разнообразие окраски и узора свойственно агатовому стеклу, состоящему из различно расположенных и различно окрашенных слоев.
В начале XVII века мастера из рода Миотти изобрели стекло, на отшлифованной поверхности которого мерцали бесчисленные блестящие точки, производя ни с чем не сравнимый световой эффект. Это стекло стали называть авантюриновым. Его получают, прибавляя к стеклянной массе медь, которая при остывании стекла кристаллизуется. Обращают на себя внимание изделия, украшенные узором, который называют "кракелаж". А делают его так: выдуваемый предмет, внутри которого поддерживается высокая температура, опускают в холодную воду, от чего внешний слой стекла покрывается мелкими трещинками. Трещины остаются на поверхности, украшая изделия своеобразным узором.
Огромное впечатление производят вазы, изготовленные в технике "пулегозо". Если погрузить раскаленное стекло в воду, а затем немедленно возвратить его в печь, внутри образуются пузырьки воздуха. Кажется, что застывшее стекло чудесным образом "закипело"
Замечателен способ изготовления мозаичного стекла (техника millefiori). Берутся разноцветные стеклянные нити и спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или какой-либо симметричной фигуры. Затем стеклянный прут разрезается, как хлебный багет, и эти пластинки вводятся в стеклянную массу. Изделия из мозаичного стекла пестры и словно сотканы из звездочек или мелких цветов.
На Мурано существует множество мелких мастерских, работающих на потребу туристам, и открываются все новые. Но лишь несколько мастерских и фабрик способны претендовать на звание производителей настоящего муранского стекла. Их продукцию можно разделить на четыре категории.
Первую составляют широко тиражируемые вещи, в основном это мелкие статуэтки и вазочки. Большой тираж, однако, не отражается на их качестве, все свойства настоящего муранского стекла присутствуют даже в самой простой безделушке.
Вторая категория - малотиражируемые вещи. Это изделия более сложные; могут быть изготовлены повторно по заказу.
Третий класс предметов - номерные изделия. Это специальные серии по 30-50, максимум 100 штук. Их выдувает один и тот же мастер. На каждом изделии проставляется клеймо фабрики или мастера, его номер и через дробь общее количество предметов серии. Иногда номерные предметы имеют еще и собственные имена. В этом случае маэстро ставит имя на каждом изделии.
Высший класс составляют уже не просто изделия, а предметы искусства, авторские работы. Они выставляются в музеях и на аукционах, приобретаются для частных коллекций.
Интернет-источники:
http://www.rmnt.ru/story/furniture/24554.htmhttp://www.vizualno.ru/index.html