В школьные годы налетал немало часов, пилотируя легендарный советский ПМК Электроника МК-61. Сам аппарат давно канул в неизвестном направлении, но несколько лет тому появилась его
андроид-реинкарнация от Вадима Хохлова. Она позволяет вдохнуть душу старого ПМК в тело моего (тоже уже немолодого) смартфона.
Пощёлкав по клавишам аватара, перешёл в режим программирования и вбил в память «заклинание для вызывания ЗГОГГа»:
В/О FПРГ Fx2 Fx2 С/П
Вернувшись в режим вычислений (FАВТ), я подготовил «жертву» 1 ВП 50 и запустил заклинание командами В/О С/П. Поморгав пару секунд экранчиком, машина явила из глубин электронного океана демона «третьего яруса» -
Как дикари с Острова Невезения, ЗГГОГ «существо ужасное, но доброе внутри». Применяю к нему стандартную процедуру расшифровки, позволяющую узнать, что скрывает сия грозная личина. «Чьих будешь?» - спрашиваю я и нажимаю FАВТ (экран мигнул, точка после 3 исчезла) и десятичную точку (.) - справа появилось 200 . Всё верно - демон явился с самого начала третьего яруса (десять в двухсотой степени)
«И кто ты есть?» - повторное FАВТ, - и ЗГГОГ исчезает в небытие, оставляя после себя на экране единицу с причудливым порядком:
Чудесно! Магия работает - аватар, как и его советский предок, умеет вызывать к жизни демонов и позволяет вскрывать их математическую сущность - определять порядок и мантиссу «сверхчисла».
Для несведующих прокомментирую: согласно руководству по эксплуатации, ПМК может работать с числами, имеющими двухзначный порядок (вплоть до десять в 99 степени). А мы только что, грубо поправ требования инструкции, дважды возвели в квадрат десять в 50 степени, и получили в результате число с «запрещённым порядком» 50 * 2 * 2 = 200!
Едем дальше...
Поискав в сети, нашёл и мой школьный «букварь» по программированию - серию статей в журнале Техника-Молодёжи за 1985 год.
Открыв Пуховскую эпопею с
первой истории, вбил в память заветные 98 команд Лунолёта-1:
программа ЛУНОЛЁТ 1
И заполнил регистры согласно штатного расписания:
...формируем и отправляем в регистр 9 аварийный сигнал Г: Сх ÷ ВП ВП ↑ П9. Теперь исходные данные. Дело происходит на Луне, ускорение свободного падения 1,62 м/с2. Набираем на клавиатуре 1,62 П4. Масса корабля без горючего две тонны, сюда нужно добавить массу рассказчика вместе со скафандром (150 кг) и его сына (100 кг). Набираем 2250 П5. Двигатель, очевидно, работает на керосине и жидком кислороде, скорость истечения 3660 м/с. Набираем это число на клавиатуре и нажимаем П6. Очередь за предельным ускорением. По словам рассказчика, ему становится плохо уже при трех «же». Набираем на клавиатуре 9,81 ↑ 3 × П7. Скорость и высота равны нулю - нажимаем 0 ПА ПВ. Запас топлива 400 кг. 400 ПД. Вводим в регистр С ресурс жизнеобеспечения в секундах. Воздуха в баллонах было на два часа, двадцать минут герои повествования шли до стоянки, возятся минут двадцать, да надо еще накинуть двадцать на обратный путь. «На всякие осложнения» им остается ровно час. Набираем 3600 ПС и соответственно 1 П0. Исходные данные введены. Нажимаем В/О и С/П. Через секунду на экране загорается высота - ноль. Нажимаем XY. На экране скорость - тоже ноль. Все правильно. Можно во всеоружии ждать грядущих событий. А они, несомненно, вот-вот последуют...
Дальше, следя за развитием событий и дублируя их на клавиатуре ПМК, я снова вслед за героями стартовал и совершил успешную посадку.
Чудесно! Всё работает как надо, и даже лучше: у аватара есть ускоренный режим, благодаря которому каждый шаг полёта считается практически мгновенно. А если хочется немножко подумать, его в любой момент можно отключить и созерцать на экране мелькание цифр, пережёвываемых программой с той же скоростью, с которой их обрабатывал «предок».
Что ещё из «вкусностей» предлагает аватар? На экран можно вывести отображение регистра Y - полезная опция. А самое главное, однажды вбитые в память программы можно выгружать (и, соответственно, по надобности, загружать обратно). Примерно так, как это делал «старший брат» - МК 52.
Смахнув скупую мужскую слезу и уняв ностальгические воспоминания школьной молодости, я задумался, чем же до сих пор притягательна для меня эта простенькая машинка? Да пожалуй, что именно своей простотой. Простотой и лаконичностью. В ней всё на виду - 30 клавиш размещают, помимо обычной математической рутины, заодно и весь язык программирования. Без всяких «выпадающих меню».
продолжение следует...