Пятый вылет.

Jul 26, 2017 00:38





Пятый вылет у меня прошёл между Фарладанами и Новотроицким. Но обо всём по порядку…

Выходные выдались жутко насыщенные. По плану мы с Алёнкой собирались рвануть поутру в сторону Коблево. Но не срослось. Созвонились в 10, выехал я за ней, а по городу уже пробки. Короче говоря, утро субботы прошло даром.

Жара стояла страшная, мы кушали чай и решали, как быть. Синоптики на субботу ничего полезного не сообщали, а на воскресенье наобещали два короба: один по Маловатой, второй - по Новотроицкому. В Маловатой с утра и до изнеможения дул крепкий Север, а к вечеру - в Новотроицком, тоже Север, но учебный, как раз для меня.

Не став ждать вечера и пришпаренных посетителей «Седьмого километра», которыми после обеда становится запружена Кучурганская таможня, мы двинули на Бендеры. Доехали по быстрому - успели проскочить таможню до аншлага.



В воскресное утро без пяти шесть Алёнка безжалостно растолкала меня, спавшего без задних ног после вечерней тренировки. Мама тоже встала, сотворила нам завтрак и собиралась было благословить в путь-дорогу, как тут, выглянув в окно, я обнаружил, что мою бэху подпёр сзади чей-то опель. Решив дать соседу лишние пол-часа сладкого воскресного праведного сна, мы не спеша позавтракали, затолкали в машину всю снарягу, и только потом постучали в дверь. Стуком дело не обошлось, пришлось звонить. Открыла сонная жена соседа и сказала, что ничего страшного, «муж как раз уже встаёт». Минут через пять выбежал жизнерадостный сосед в трусах, майке и шлёпках на босу ногу и отогнал свой опель.

Дорога на Дубоссары отличная, а в воскресное утро ещё и почти пустая - ехали мы хорошо. После Дубоссар немного поплутали, остановили местного, и он указал нам дорогу на Роги, рядом с которыми был старт под северный ветер.



Тропинка к старту в Рогах. На горизонте - село Маловатая.

А дальше всё было не так, как обещали синоптики. Погоды стояли отличные, но ветра не было. «Колдун» уныло висел на ветке, а мы сидели в теньке, обозревая виды и наблюдая за развитием облачности.



В течение следующей пары часов подтянулись очередные жертвы прогнозов. Это были молдавские пилоты - трое опытных и два ученика.

Никто из местных так и не полетел, ученики пытались делать видимость борьбы с ветром «в наземке», но ветер дул слабо и короткими порывами, так что получалось плохо. Алёнка слетела-таки один раз, ушла далеко вправо от старта, потеряла ветер и села на склон, удачно не долетев до дерева каких-нибудь метров семь. Виталик Метельский, местный пилот, который приехал с двумя учениками, сказал потом, что от старта надо было сразу идти на разворот и уходить влево. Вообще, поездка для меня была гораздо более плодотворной, чем для Алёнки. Виталику было что рассказать - в местных ветрах он разбирается, как шаман. Показал, как тёплый воздух «сидит» на воде, вызывая рябь и запирая наш склон от северного ветра. Как темнеет вода рябью, когда с северного берега сходит термик. Как волнение акаций на соседнем склоне левее от нас подсказывает, что там тебя «поднимет», (к этим акациям Алёнке и надо было лететь - «налево»). Показал сосны, которые создают динамик за склоном, и позволяют заходить на посадку обратно к месту старта, при хорошем ветре.

В тот день я впервые наблюдал за тем, как «обкручивают» термик птицы - сначала два аиста, а потом чайка. Они кружили над тёмными пятнами на воде, с каждым витком поднимаясь по спирали в восходящем потоке.  Аисты улетели под самые облака, а чайка набрала метров двести и «ушла на маршрут» куда-то в сторону Маловатой.

Пока мы с Алёнкой дотащили параплан с её посадки обратно к старту, да по тонким козьим тропам, оба подзапыхались. Потом просидели на склоне часов до трёх, попивая чай из термоса и слушая байки местных. Особенно запомнились два персонажа: специалист по приводнениям Вася Пионер и чувак по кличке «Камикадзе». Крайний примечателен тем, что настоящая лётная подготовка, полученная ещё в советской армии, ни в коей мере не мешала ему куролесить на параплане. Коротко говоря, когда Камикадзе стартовал, знающие пилоты старались поскорее сесть.

Уезжали мы вслед за местными, они показали дорогу через поля, чтобы не трястись по «стиральной доске» километра два от села до трассы.

На обратном пути, недалеко от развязки на Тирасполь, мы остановились у пасеки в поле, думали прикупить медку. Но а) на пасеке были злые пчёлы, и пройти к месту раздачи без маски мы не рискнули, и б) цена оказалось почти в 2 раза выше, чем в Одессе. Короче говоря, медок нам обломился. Зато мы заценили работу моего незаправленного кондиционера. На улице была просто баня, а мы ехали, не замечая жары, наслаждаясь видами. Заправляли мой чиненый-перечиненый кондей год назад одни верующие ребята с Таирова - они мне после заправки вручили божественную книжку, я им понравился тем, что привез обратно забытый под капотом датчик фреона. В общем, вспомнил я тех ребят добрым словом.

В Бендеры мы прибыли к началу пятого, а в шесть был запланирован выезд за Фарладаны, под обещанный учебный ветер. Я связался с Саней Николаевым и обсказал ему диспозицию. Боевая задача состояла в том, чтобы просочиться к старту промеж молдавских таможенных, пограничных и прочих постов.

Мы подкрепились и без пяти шесть по свистку Саши выдвинулись на Фарладаны. Перекинули к нему в багажник параплан с подвеской, шлем, и Алёнкины лётные ботинки.

Я загрузил в телефон гугловские спутниковые карты заданного квадрата, и они-таки вывели нас к месту. Фарладаны вместе с постами мы объехали по старой «Золотиевской», как назвал её Саня, трассе, заботливо замощёной для нас какими-то, наверное турецкими ещё, контрабандистами. Тяжело представить, что чувствовали зады древних контрабандистов, отсчитывая километры по этой ядрёной брусчатке. Во всяком случае, на преодоление семнадцати кэмэ у нас на машине ушло минут сорок.

Но оно того стоило. Пробуксовав немного в грязи по полевой дороге вдоль пшеницы и подсолнечника, мы выехали на склон холма, уходящего подножием в долину, тянущуюся с запада на восток.



На востоке темнел Фарладанский лес, куда мы в 86 году ходили в поход с палатками. Помнится, просидели в лесу все весенние каникулы.



Место старта было великолепно. Я в первый раз увидел склон, полностью свободный от кустов и деревьев. И склон, и долина внизу была покрыта ровным слоем травы, нигде не было ни кустика - идеальное место для посадок. Мы выбрались из машины и поняли, что в очередной раз стали жертвами циничного обмана - ветер дул ровно противоположно обещанному - с полей в долину.



Вид на северо-запад

Склон был довольно извилист, и я прошёлся в восточном направлении в надежде найти где-нибудь участок, на котором ветер дул бы хоть чуть навстречу, но всё было тщетно.





С восточного склона...

Нашлась только памятная плита Валерию Васильевичу Суховичу - основателю клуба «Пятый океан». Я о нём ничего не слышал. На табличке, кроме имени, был силуэт дельтаплана, роза ветров и две даты. Похоже, он погиб тут в 1988 году. Мне представилось, как кто-то летал здесь в те же годы, когда мы ходили в походы в соседний лес.



Я вернулся к машине, Алёнка с Саней уже раскладывали параплан - не зря ж приехали, хоть наземкой позаниматься надо.

Я впрягся в подвеску и побегал навстречу ветру. Саша видел всё это впервые и всё улыбался - похоже, ему весело было смотреть, как сорокадвухлетний дядька волочит за собой по полю парашют.

Алёнка подбадривала меня, и решила, что будем пробовать старт с ветром в спину. Эта концепция противоречила всему тому, что я успел прочитать о полётах на параплане, но она уверила меня, что это нормальная ситуация, особенно, когда ветер всего-то метр-полтора в секунду.

Пришлось переоблачаться в учебную подвеску с серьёзным протектором, которую мы одолжили у Алёнкиной подруги. Она (подвеска, а не подруга) занимала в бэхе половину багажника, была огромна и давила мне «хозяйство» ножными обвязками. Бегать в ней мне жутко неудобно, но надо было пробовать - прекрасный вид долины манил к себе.



На старте. Где-то справа меня подбадривает старый дельтапланерист Сухович.

Перед стартом я постоял над долиной, составляя примерный план полёта: прикинул траекторию, наметил ровную площадку для посадки.

Старт прошёл в "боевых условиях" - Алёнка наблюдала, Саня снимал, так что купол приподнять было некому. «Представь, что ты один, а кругом враги, и отступать некуда» - напутствовала меня Алёнка. Перед стартом я осмотрелся. С восточного склона блеснула металлом плита - старый дельтапланерист Сухович то ли предостерёг, то ли пожелал удачи. Я поднял стропы и посеменил вниз по склону, подгоняемый ударами подвески под коленки. Ветер дул в спину, поэтому бежать нужно было ещё быстрее чем обычно. Купол вышел хорошо, я почувствовал его над головой, не глядя. Потом меня слегка потянуло вправо, я придержал немного левую клеванту и продолжил разбег, подгоняемый Алёниным «бежим-бежим-бежим!». Склон резко ушел вниз на пару метров, я подлетнул, и меня сразу просадило - всё-таки ветер был попутный и скорости было недостаточно. Я задрал ноги и чиркнул протектором по траве бугорка. Но крыло уже разгонялось до нормальной скорости, держало, не просаживаясь, склон нырнул вниз, а я ушёл в полёт.

Усевшись в подвеске, я довернул немного вправо и вышел на овражек, который тянулся вниз по склону. Там благополучно опробовав поворот смещением веса, развернулся на Северо-Запад, и дальше держал курс над оврагом, повторяя его изгибы. Время было позднее, солнце висело над горизонтом слева по курсу, так что термичка улеглась и воздух был ровный, меня только чуть заметно покачало. Единственной неприятностью был попутный ветер, который добавил скорости на посадке. Земля приближалась, я вывесился из подвески, ножные ремни нежно, но крепко подхватили меня за хозяйство и стало ясно, что бежать с нужной скоростью в ней мне не удастся. В паре метрах над землёй я полностью затянул клеванты, но скорость была всё равно слишком высока. Я чиркнул кроссовками по земле, потом завалился назад в подвеску, вытянул ноги вперёд и приземлился на протектор. Проехав на нём по траве метра четыре и сбавив обороты, я снова встал на ноги и сумел-таки пробежаться. Купол сложился передо мной, и на этом мой пятый полёт закончился.

Но не закончились наши приключения.

Не торопясь, я собирал купол в кучу. Помня наставления сестры, подвеску я не отстёгивал, и потому напоминал в ней, наверное, жука, заботливо хлопочущего вокруг своего навозного шара. Тут прибежал Саня с пончиком, издалека крикнув, не отстегнул ли я подвеску, а то Алёна просила напомнить. Я, наконец-то, вылез из подвески и мы упаковали её в пончик вместе с куполом. Наверх всё это хозяйство мы тащили с Саней вдвоём. Как рабы гравитации. «Любишь кататься - люби и саночки возить» - философски заметил Саня по этому поводу. По дороге я то и дело наступал на колючки - посадка с попутным ветерком не прошла даром для моих кроссовок. Давно назревавшая дырка в подошве наконец взяла, и окончательно протёрлась. Тут я с теплотой вспомнил про Алёнкины лётные ботинки.



Рабы гравитации

Добрались к старту мы не быстро, и Алёна, как обычно, добавила экстриму. Пока Саня ходил ко мне на подмогу, она отнесла рюкзак от старта к Саниной машине и где-то по дороге вытряхнула в траву ключи, которые лежали на рюкзаке. Но её потуги были напрасны. «Найдутся ключи, там брелок большой» - философски заметил Саня и мы принялись за поиски. Солнышко уже заходило, добавляя нам рвения.



Позвонила Санина жена, и он уверил её, что скоро будет. Мы безуспешно пошарили по окрестностям минут десять, по всем возможным траекториям перемещения рюкзака к машине, я стал было прикидывать, что нужно подойти к процессу системно, разбить место на квадраты, и цепью… И тут, ключи, видимо, испугавшись, соизволили найтись.

Уезжали мы уже в сумерках. Обратная дорога прошла быстрее. Саня всё порывался обратно ехать через пост - «может, проедем», но мы с Алёнкой его увещевали. Потом, как настоящий таможенник, сокрушался, что едем мимо поста, и - пустые. «Давайте хоть кукурузы с поля наберём» - но мы снова его увещевали. Так, с увещеваниями, по Золотиевской дороге мы понемногу добрались до Гиски, потом по Коммунистической рванули через центр, и часам к десяти были у мамы на Баме. Перегрузив снаряжение и распрощавшись с Саней, мы с Алёнкой наскоро поужинали - почивать на лаврах особо было некогда, нас ждала ещё убитая фурами трасса на Одессу. Добрались мы без приключений, хотя спать хотелось ужасно. Вождение машины в таком состоянии по своему интересно - внимания хватает только на осознание участка дороги перед собой, а понимать, где именно между Бендерами и Одессой ты находишься - его ресурсов уже не хватает. Поэтому таможня, на тыщу раз изъезженном пути, возникла довольно неожиданно. Чтоб не заснуть, пока ждем очереди, я выходил толкать бэху вручную, продвигаясь к заветной кабинке с погранцами. Бэха, всё-таки, довольно тяжёлая, так что помогало.

По объездной, вокруг Одессы, дорога хорошая и я подбавил газку, чтоб организм впрыснул в кровь чутка адреналина - было уже начало второго и впору было вставлять спички в глаза. На этой дозе мы как раз добрались до дому. Последний финишный рывок - забросили снаряжение к Алёнке на 12 этаж, и часа в два ночи с чувством исполненного долга завалились спать.

#ятестируюновыйредактор, параплан, полёты

Previous post Next post
Up