Легенда № 6.
Официальный термин «водка», установленный в законодательном порядке, впервые появляется только в указе императрицы Елизаветы Петровны «Кому дозволено иметь кубы для движения водок», изданном 8 июня 1751 года.
Эта легенда возникла опять же из «Истории водки» В.В. Похлебкина, в которой утверждается, что «официальный термин «водка», установленный в законодательном порядке, зафиксированный в государственных правовых актах, возникает весьма поздно. Впервые он появился в Указе Елизаветы I «Кому дозволено иметь кубы для движения водок», изданном 8 июня 1751 года. Затем он появляется лишь спустя почти 150 лет, на рубеже XIX и XXвеков, в связи с введением государственной монополии на производство и торговлю водкой.» [1].
По В.В. Похлебкину получается, что в российском законодательстве термин «водка» упоминается считанные разы. На самом деле «водка» встречается в 326-ти законах, а до упомянутого Елизаветинского указа существовало еще 62 указа со словом «водка».
Впервые мы встречаемся с этим термином в указе 1667 года, который вводил в действие так называемый Новоторговый Устав [2]. Правда, там речь шла о водке, привозимой из-за границы, а своя отечественная появилась в царском указе почти 30 лет спустя в 1696 г. [3]. Но ни в этих указах, ни в указе Елизаветы, на который ссылается В.В. Похлебкин, и ни в каких других вплоть до конца 70-х годов XIX столетия не было законодательного определения термина «водка». Считалось, видимо, что и так все знают. И только в 1878 г. появилось определение, что считать водочными изделиями: «Напитки из вина и спирта, содержащие в себе посторонния примеси, считаются водочными изделиями и приготовление оных допускается не иначе, как на водочных заводах.» [4]. Немногим позже были внесены небольшие уточнения: «Водочными изделиями признаются приготовляемые из вина и спирта особые напитки (водки, настойки, наливки и т. п.)» [5].
Просто в качестве напоминания уточним, что в России вплоть до 1936 года под словом «водка» понимался напиток, приготовленный из вина или спирта путем дополнительной обработки и, чаще всего, содержащий в себе какие-либо добавки (что хорошо видно и из приведенных выше законов). Простая смесь спирта с водой законодательно именовалась вином.
Почему из 326-ти законов В.В. Похлебкин выбрал указ Елизаветы I от 8 июня 1751 г., сказать трудно. Можно предположить, что указ (или ссылка на него) просто попались ему в какой-либо литературе, и для него этот указ действительно был первым, где упоминалось слово «водка». Но сам указ, скорее всего, В.В. Похлебкин не читал, иначе он бы заметил, что никакого «установления в законодательном порядке» термина «водка» там нет, как нет и приведенного им оглавления указа «Кому дозволено иметь кубы для движения водок». Во времена Елизаветы вообще не было принято как-то озаглавливать указы, а позднее составители Полного собрания законов Российской империи назвали его: «О позволении помещикам для домоваго своего расхода в С. Петербург, в Москву и в прочия места, где жительство иметь будут, провозить вино, выкуренное в заклейменных кубах.» [6].
В.В. Похлебкин. История водки. Центрополиграф; 2006. С. 167.
2. ПСЗРИ. Собрание 1, Том 1, № 408, 1667 г. С. 685.
3. ПСЗРИ. Собрание 1, Том 3, № 1548, 1696 г. С. 258.
4. ПСЗРИ. Собрание 2, Том 53, Часть 2, № 59162, 1878 г. С. 324.
5. ПСЗРИ. Собрание 3, Том 5, № 3367, 1885 г. С. 501.
6. ПСЗРИ. Собрание 1, Том 13, № 9859, 1751 г. С. 442.