Замок Паудерхэм и устье реки Экс

Oct 18, 2010 15:43




Устье реки Экс представляет собой глубоко врезающийся в сушу морской залив, иначе риа. Он тянется более чем на 8 километров и имеет в основном низкие заболоченные берега. Во время приливов морская вода затапливает прибрежные низины, нередко случаются и наводнения. Часть маршей на западном берегу Экса когда-то осушили, на их месте возникло имение Паудерхэм.




Место, на котором стоял господский дом, не было сколь-нибудь ценно в военном отношении: оно и не позволяло перекрыть устье, и не господствовало над местностью и соседними деревнями. Но XIII веке здесь всё же возник замок, быть может просто служивший личной безопасности хозяев. Название замка и произошло от слова польдер, то есть осушенный участок берега.






К XIV веку Паудерхэм оказался во владениях графа Девона, Хуго де Куртене. Он же владел  Оукхэмптоном и множеством прочих имений. Хуго не стал включать Паудерхэм в свои наследственные владения, но отдал замок младшему сыну сэру Филиппу. Старшая ветвь рода де Куртене впоследствии оборвалась, и титул графа Девона должен был исчезнуть вместе с ней. Однако в королевском декрете формула наследования оказалось записана с ошибкой и позволяла претендовать на титул потомкам графов де Куртене в любой степени родства. Это обстоятельство случайно открылось в 1830-м году, и представитель младшей ветви рода, виконт Уилльям, был возведён в графское достоинство, и все его предки на протяжении предыдущих двухсот лет также признаны графами.






В течение семи веков замок был непрерывно обитаем, и, учитывая скромное военное значение, постоянно обновлялся и переделывался согласно требованиям и вкусам эпох. Гражданская война заставила вспомнить о защитном предназначении сооружения: когда Эксетер в начале войны встал на сторону Парламента, замок Паудерхэм остался верен королю. В 1643-м году, однако, королевская армия выбила круглоголовых из Экстера. Через два года чаша весов склонилась в пользу Парламента и в регион пришли их свежие войска. В 1545-м году они переправились чере Экс и пытались захватить Паудерхэм, но были отброшены обратно за реку. Новый штурм в январе 1546-го принёс успех круглоголовым. Замок оказался потерян для роялистов, а вскоре пал и Эксетер.






Во время войны замок сильно пострадал, и хотя он не был полностью покинут, де Куртене долгое время жили в Ньютоне. Хозяева решили вернуться в него в начале XVIII века. Ремонт вылился в длительную постепенную перестройку оборонительного сооружения в комфортабельную резиденцию, и к середине столетия Паудерхэм окончательно превратился в усадьбу. Ещё через сто лет, в викторианскую эпоху, замок приобрёл неоготические элементы. Вокруг разбит парк, в котором живёт несколько десятков оленей.




Близ замка, чуть дальше от реки, стоит деревушка Кентон. Среди прочих окрестных деревень её выделяет довольно монументальное здание церкви Всех Святых. При строительстве большой по деревенским меркам церкви использовался камень из бирских каменоломен - характерный белый известняк.

У Паудерхема  железная дорога из Лондона в Пензанс выходит прямо к реке Экс, и идёт сначала вдоль устья, а при впадении реки в Ла-Манш поворачивает на запад, следую изгибам берега. От воды её отделяют лишь несколько метров и каменная насыпь, поэтому в сезоны жестоких штормов движение иногда прерывается. Сейчас по этой ветке курсируют самые быстрые в мире дизельные локомотивы типа 43 (HST), но в начале истории дороги поезда приводились в движение воздухом.








Составы с локомотивами Class 43 (HST) на линии между Паудерхэмом и Старкроссом.

Железнодорожную ветку от Эксетера до Тигмута открыли весной 1846-го года, когда строительство путей дальше на запад до Ньютона, Тотнеса и конечной точки - Плимута - было ещё в разгаре. Первый год по ней ходили обыкновенные паровозы, но планы по созданию пневматической железной дороги были утверждены за несколько лет до этого, и работы по её сооружению шли полным ходом. Вдоль путей строились насосные станции, которые создавали в проложенных между рельсами трубах вакуум. Труба соединялась кожаным шлангом со специальным вагоном, который и обеспечивал движение поезда. Главным инженером строительства был Изамбард Кингдом Брюнель. За свою жизнь этот человек построил 25 железных дорог, свыше сотни мостов и несколько кораблей, включая первый океанский лайнер с гребным винтом.



Мост Ройал Альберт Бридж ("Мост Брюнеля") через реку Тамар на границе Девона и Корнуолла.

Эксперименты продолжались около года, и с февраля 1848-го все поезда на линии от Эксетера до Ньютона приводились в движение воздухом. Однако близость колеи к берегу вызывала постоянное воздействие солёной морской воды на кожу, что отрицательно сказывалась на герметичности системы и выливалось в постоянные расходы на ремонт. Кроме того, приходившие в Эксетер поезда часто опаздывали, а так как насосные станции не были поначалу снабжены телеграфом, двигатели запускали согласно расписанию и выключали лишь после фактического прохождения поезда. Незапланированные траты привели к тому, что стоимость километра проезда по пневматической дороге в два с половиной раза превышала стоимость километра на обычной линии. Из-за этого уже через год от воздушного привода отказались и вагоны стали цеплять к обычным паровозам. Насосные станции остались стоять как напоминания об этом амбициозном инженерном проекте.






Насосная станции (с башенкой) в Старкроссе и поезд Class 153.

Одна из них стоит прямо на берегу реки в деревне Старкросс. На этой маленькой станции сейчас останавливаются почти одни лишь пригородные поезда из Эксетера. От причала ходит паромчик до Эксмута - древнего портового поселения на противоположном берегу устья. Первыми людьми, поселившимися в этом месте, были, вероятно, кельты, но значительного по размерам города здесь не возникло - отчасти из-за мелководной гавани, отчасти из-за господства Эксетера, перетягивавшего на себя всю морскую торговлю. Из Эксмута много раз уходил в плавание один из виднейших деятелей елизаветинской эпохи сэр Уолтер Рейли.




Эксмут

В 1584-м году Рэйли снарядил экспедицию в Новый Свет. Партия вернулся через несколько месяцев и принесла вести о стране, лежащей за океаном. Открытую местность Рэйли  в честь королевы назвал Вирджинией. В том же году он отправил экспедицию под командой сэра Ричарда Гренвилля на остров Роанок, с целью создания форпоста и добычи ресурсов. Англичане основали на Роаноке поселения, и Гренвилль отбыл обратно в метрополию за припасами и помощью, поскольку колонисты вступили в конфликт с индейцами. Управлять поселенцами остался Ральф Лейн, уроженец деревни Лимпстоун в утье Экса (на фотографии ниже между красных скал). Но Гренвилль задержался, и когда в июне 1585-го после рейда на Сен-Аугустин к Роаноку подошла эскадра Фрэнсиса Дрейка, положение колонистов не оставляло им иного выбора кроме возвращения в Англию с кораблями Дрейка. Подошедший вскоре флот Гренвилля не застал на острове никого. На Роаноке оставили лишь небольшой гарнизон, о судьбе которого с тех пор не ничего не известно.




Деревня Лимпстоун

Через два год  Рэйли предпринял вторую попытку заселить остров. В Америку отправились 117 человек, среди которых были и женщины. Отношения с индейцами вновь не заладились, и вскоре губернатор колонии Уайт отправился в Англию. Он рассчитывал вернуться с припасами за три месяца, но к берегам Британии уже двигалась испанская Великая Армада, и все суда были конфискованы для борьбы с ней. Лишь через 3 года Уайт смог вновь добраться до Роанока. Он не нашёл на острове ни людей, ни следов сражения. Лишь на одном из брёвен форта была выбита надпись "Кроатон", а на дереве неподалёку буквы "Кро" - так белые называли одно из индейских племён.



 

exmouth, england, powderham, devon, castle, places, river exe, starcross

Previous post Next post
Up