Весна стартует с Международного женского дня 8 Марта. По этому случаю представляю вам список фильмов для КиноРулетки, где в центре внимания женские персонажи. При выборе фильмов я старалась максимально отойти от феминистической повестки. Да, я в курсе, что истоки праздника совсем не про нежных-любимых-украшения-коллектива, но не хотелось слишком
(
Read more... )
Отзыв получился объемным, и поэтому публикуется в двух комментариях
Фильм «Железная леди», о Маргарет Тэтчер, я выбрала сама. Меня интересовала эта личность, и я хотела узнать о ней поподробнее, предполагая, что это будет фильм-биография. Но я ошиблась. Фильм оказался тонкой дискредитацией жизни и личности Маргарет Тэтчер, неким «сведением счетов» с великой, как бы к ней не относиться, женщиной, оставившей след в политической жизни Великобритании и в мировой политике.
Фигура, действительно, неоднозначная. В начале своей деятельности на посту премьер-министра, Тэтчер вызывала негативное отношение к себе как в своей стране, так и в мире, но постепенно это отторжение сменилось уважением. Маргарет Тэтчер смогла переломить ситуацию в свою пользу. Ее жизнь и становление, личностный и политический рост могли бы быть основой действительно интересного биографического фильма.
Но создатели фильма поступили по-другому. Фильм построен на скандальной книге ее дочери о последних годах матери, написанной с целью сведения счетов. В книге описывалась деменция Тэтчер, ее галлюцинации: она видела своего, к тому времени умершего, мужа и разговаривала с ним. «Узнав о выходе книги, Тэтчер была очень подавлена». Именно этого и добивалась ее дочь, и именно этот материал лег в основу фильма, задав его основную линию.
Фильм показывает очень пожилую женщину, дементную, находящуюся в постоянном диалоге с мужем, которого уже нет, немощную, существующую в своем больном замкнутом мире. Смотреть на это, и тем более погружаться в это, тяжело и муторно.
Тем более, что снято это повествование через синий фильтр, так что все изображение - мутно серо-синего оттенка, тоже очень депрессивного, усиливающего общую безнадежность и упадок этого старческого бытия.
Фильм снят с позиций последних дней Тэтчер: она решается выбросить вещи своего мужа через восемь лет после его смерти, при этом все время общаясь с ним. Повествование о жизни дементной старушки прерывается воспоминаниями о молодости, о начале карьеры, о некоторых политических победах, но это именно отдельные короткие фрагменты, почти не связанные между собой, и не более того. Реальная жизнь, и личная, и политическая английского премьер-министра из этих осколков складывается с трудом и не полностью. Из фильма невозможно узнать ни о ее юности, ни о знакомстве с мужем, ни о начале политической деятельности, ни о том, как она складывалась, ни о ее деятельности на посту премьер-министра. Все это - не более чем отдельные яркие картинки, непродолжительные и не складывающиеся в последовательное повествование.
Посмотрев фильм, мы хорошо будем представлять только угнетающую атмосферу последних лет Тэтчер и ментальные трудности, которые она пытается скрыть.
И в этом, на мой взгляд, цель фильма. Нехорошая цель. Она состоит в неявной дискредитации Тэтчер, в сведении значения ее личности к «постыдной» неудаче последних лет. Вы думали, Тэтчер необыкновенная женщина? Посмотрите, она просто дементная старуха, выжившая из ума! И в этом - нечестность, непорядочность данного фильма, его создателей - сценариста Эби Морган и режиссера Феллиды Ллойд.
Тэтчер, по-своему, была великой женщиной. Была ли она хорошим человеком или плохим - не знаю. Каким она была политиком - узнать из фильма не удалось. Но очевидно, что она обладала сильным аналитическим умом, твердой волей и способностью в любых условиях принимать решения, и в этом превосходила все свое окружение. Она говорила о себе, что «всю жизнь она посвятила общественной деятельности». И сводить ее личность к старческому слабоумию последних лет, и с этой точки зрения освещать ее жизнь, показывая ее дееспособные годы через призму деменции - это недостойно. Нечестно. Непорядочно. Это…подло!
Reply
Leave a comment