За 10 дней, проведенных в Амстердаме, я успела познакомиться со многими районами города - исследовала и туристический центр, и оживленный Йордан, и
хипстерйский Пейп, и
респектабельный юг. Гуляла вдоль восточных доков и чуть не уплыла на север, в современные кварталы. Но все же большая часть амстердамской красоты для меня в сосредоточена в районе Больших каналов. Именно такой, классический Амстердам я и хочу вам сегодня показать и немного рассказать о том, как живет город на воде.
1. Район Больших каналов застраивался по единому плану в начале 17 века. Население города тогда сильно увеличилось из-за большого числа иммигрантов, а компактный старый город уже всех не вмещал. Было решено заключить его в полукольцо каналов, построив новые районы, разделив в очередной раз воду и сушу. Так прагматичное решение сделало Амстердам одним из самых романтичных городов мира.
2. Сейчас местные жители сетуют, что недвижимость на каналах стала совершенно недоступной с точки зрения цены. Очень маленькое количество амстердамцев может позволить себе жить здесь и даже пенсионеров осталось уже мало. В домах, выстроившихся вдоль каналов, расположены в основном банки, страховые, офисы крупных компаний, отели, музеи. Многие квартиры сдаются туристам: я жила именно с видом на канал.
3. Правила застройки были одни для всех: горожане получали лоты на строительство, предполагавшие, что дом будет не больше 8 метров шириной. Регламентировалась и высота: зыбкая почва не выдержала бы слишком высоких зданий. Различаются дома в основном фронтонами: нумерация появилась в Голландии только при Наполеоне, так что до начала 19 века именно по фронтонам находили нужное здание. Поэтому, гуляя по каналам, стоит смотреть наверх.
4. Все мы помним, что голландцы немало преуспели в своей войне с морем: достаточная часть страны находится ниже уровня мирового океана. Когда едешь по Нидерландам на поезде, то и дело удивляешься обилию воды. Амстердам был тоже отвоеван у моря: дома стоят на насыпных островах и сваях. Мягкость почвы и приводит к тому, что здания пляшут во все стороны.
5. Если присматриваться, заметишь, что фасады наклонены вперед, к улице. Заметны и крюки на каждой крыше: именно они вместе с кривыми фасадами позволяют без проблем поднимать с помощью лебедки любые тяжелые вещи, например мебель, в квартиру. Лестницы в амстердамских домах такие узкие, что занести по ним, например, диван физически невозможно. Используются крюки, естественно, до сих пор: я как-то наблюдала студентов, выгружавших из квартиры днище от кровати, гладильную доску и прочий скарб. Более того, такие же крюки делают и в более современных домах.
6. Здесь хорошо видно, насколько фасады неровные. И драматичное амстердамское небо видно, думаю, хорошо.
7.
8. Выравнивать фотографии - дело гиблое. Путается даже моя программа для обработки фото.
9. Всяческая прямолинейность Амстердаму чужда: что на карте, что на фото он гнется и кренится в разные стороны.
10.
11.
12. В Амстердаме насчитывается сейчас примерно 2,5 тысячи домов на воде. Какие-то из них выглядят действительно как лодки, другие - скорее понтоны. Популярность такой вид жилья получил после Второй мировой войны, когда именно корабли и баржи помогли решить проблему с жильем.
13. У большинства барж есть террасы, а к перилам привязана лодка с мотором.
14. Вот этот плавучий дом я видела каждый день из своего окна: живущая там молодая пара в хорошую погоду завтракала на террасе, поливала цветы, зачерпывая ведром воду из канала, кормила уток.
15. Плавучие дома есть не на всех каналах: где-то только припаркованы лодки.
16. Конечно, лучший способ знакомства с городом - способ самый очевидный. С воды открываются невероятно приятные виды - город плывет мимо тебя, покачивается, танцующие дома приходят в движение.
17. Прогулка такая меланхолична - плыть быстро не получится, разрешенная скорость не превышает 7,5 км в час.
18. Когда выплываешь из-под моста, то город будто бы распахивается, открывается тебе с новой страстью. На этом участке канала Регулирсграхт мостов семь, так что заполняющее тебя чувство радости, когда темнота и узость пространства под мостом сменяется восторгом летнего города можно испытывать раз за разом. Это один из самых красивых амстердамских каналов.
19. Знаете, сколько велосипедов каждый год падает в каналы Амстердама? от 12 до 15 тысяч!
20. Амстердамцы очень зависимы от погоды, их настроение передается туристам. Кажется, что стоит только появиться солнцу, как весь город бросает работать и отправляется греться на солнце. Где? Правильно, у каналов!
21. Каналы в Амстердаме можно с уверенностью назвать городскими гостиными или барами, потому что амстердамцы обожают вечеринки на лодках. В солнечный выходной лодки идут друг за другом и на каждой пьют, веселятся, закусывают. Обычно это стандартные лодки, но плавают и вот на таких! Два дивана и надувная акула - что еще нужно для счастья?
22. В историческом центре Амстердама не у всех каналов есть набережные - это дополнительный стимул отправиться на водную прогулку, потому что увидеть такие каналы никак по другому не получится.
23. Одна из башен, оставшаяся от городской стены, когда-то окружавшей центр города. Стену снесли, дав Амстердаму возможность расшириться как раз на то полукольцо каналов, по которому мы с вами сегодня гуляем.
24. Еще одна башня, оставшаяся от городской стены. Нет, это не горизонт завален, это башня падает.
25. С удивлением узнала, что знаменитый вокзал Амстердама, одно из самых известных зданий в Нидерландах, был построен на насыпном острове. Многие амстердамцы, кстати, были против строительства, т.к. вокзал забрал у них вид на море.
26. Но без вокзала город не стал бы таким, каким мы его привыкли видеть - городом-игрушкой, городом-шкатулкой, известным своей камерностью и романтикой.
Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить!