Поездка в Португалию в январе 2012 года была одной из самых интересных в моей жизни. Дело тут и в парочке новых объективов для камеры, которые не терпелось опробовать, и в том, что именно в Португалию я собиралась очень давно, и в том, что я, человек, предпочитающий сугубо городской отдых, нашла особое удовольствие в любовании не только урбанистическими пейзажами, но и природными красотами.
Лиссабон
2 недели в Португалии начались с Лиссабона. Это потрясающе колоритный город, столичность которого практически не ощущается теми, кто привык к многомиллионным мегаполисам.
Лиссабон - это удивительное сочетание простора его центральной части, начинающейся от выходящей к широкой и спокойной глади Тежу площади Коммерции, и узких и крутых улочек Алфамы, одного из самых старых районов города.
Лиссабон прекрасен для фотографа тем, что он имеет множество обзорных точек, причем не только тех, что описаны в путеводителе, но и тех, что открываются совершенно внезапно где-нибудь между домами.
Это - один из классических видов Лиссабона. Здесь и стекающая водопадом домов к реке Алфама, и крепко сбитый, похожий на крепость кафедральный собор Се, и широкая Тежу. Удивительная река, эта Тежу! Какой маленькой была она в сентябре, когда я видела ее у испанского Толедо, и какую мощь приобрела она здесь, где впадает в Атлантику.
Другой канонический вид, на площадь Россиу. Видны и лиссабонские красные крыши, и уходящий вверх город, и даже можно разглядеть чудную, черно-белую волнистую мостовую.
В Лиссабоне нет привычной нам по многим городам центральной площади с собором, откуда лучами расходятся улицы. Кафедральный собор, Се, как его называют португальцы, стоит под стенами лиссабонского замка Св. Георгия и больше похож на оборонительное сооружение, чем на собор. Здание это чудом пережило чудовищное землетрясение 1755 года, почти уничтожившее город.
Вот мимо стен Се пробегает желтый лиссабонский трамвай. Трамваи удивительно шустрые, по идущим то вверх, то вниз, да еще и петляющим улицам города они практически мчатся. Отправляясь на экскурсию по каноническому 28 маршруту обязательно держитесь за поручни!
А вот если вы решите в Лиссабоне взять машину на прокат или отправиться куда-то на такси, вам потребуется очень много терпения. Улицы тут узкие, скорость развить невозможно, обгонять не получается, так что остается лишь любоваться красотой. И да, с парковками тут тоже проблема!
Беленская башня стоит там, где Тежу впадает в океан. Прогулка к ней - способ почувствовать себя на морском курорте. Местная марина забита яхтами, пронзающими небо мачтами, здесь же чуть ли не по единственному плоскому месту в городе носятся велосипедисты, здесь же отдыхают толстые вальяжные чайки. Зайдите в саму башню и представьте ощущения тех, кто встречал здесь мореплавателей много веков назад.
Лиссабон - это немножко и Сан-Франциско, и Рио де Жанейро. Узнаете мост? А статую Христа узнаете? К ней, кстати, можно съездить на такси и сделать отличные фотографии города с другого берега реки. В этот раз я этого не успела, придется, наверное, вернуться.
Порту
Порту - это история про портвейн и про реку. Доро - это точка силы Порту, то место, без которого город немыслим. По реке сплавляли бочки с вином из долины Доро, здесь, в Порту, вино превращалось в портвейн. Город стекается к реке: именно ее набережная и является центром города, по крайней мере, для туристов.
Через Доро перекинут мост, соединяющий Порту и Вилла Нова де Гайя, которая по сути - просто один из городских районов, а на самом деле - отдельная единица. Мост построен компаньоном Густава Эйфеля и имеет 2 яруса. Верхний - не для слабонервных, зато оттуда открываются великолепные виды на реку.
Из Вилла Нова де Гайя весь старый центр Порту - как на ладони. Занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, этот район, Рибейра, кажется построенным из кубиков. Дома тут узкие и разноцветные, практически в каждом - ресторанчик или кафе. Удивительно, что здания, похоже, необитаемы - на вечерних фотографиях очень мало светящихся окон.
Вдоль набережной Порту стоят прогулочные лодки. Так как река - центр городской жизни, то и все основные развлечения в городе связаны именно с ней. Можно сначала выпить портвейна, а потом отправиться на прогулку по Доро. Можно сделать наоборот - сначала прокатиться по реке, а после выпить портвейна. А можно прокатиться по реке и выпить портвейна одновременно… Словом, вариантов множество!
Вдоль набережной Вилла Нова де Гайя тоже стоят лодки, но не прогулочные, а те, на которых когда-то привозили из долины реки вино. Лодки эти можно узнать по массивным бочкам на борту и логотипу одного из домов портвейна. Самые известные - это Calem, Graham’s, Taylor’s, Kopka, Fonseca, но есть и множество других.
Набережная - это то место, куда отправляются выпить. Тут и рестораны, от туристических до тех, куда ходят только местные, и магазины с портвейном (пара-тройка сотен евро за бутылку - вполне хорошая цена), и погреба, и дегустационные залы. Куда бы вы ни пошли и сколько бы у вас ни было денег, портвейн надо пробовать обязательно! За пару евро в любом магазине вам нальют рюмочку и предложат на закуску кусочек местного темного шоколада.
И опять река… Порту прекрасно подойдет для склонных к алкогольному саморазрушению личностей. Пара-тройка бокалов портвейна и - к реке, смотреться в ее воды, слушать крик чаек, а потом - снова пара бокалов, и так по кругу.
Кроме реки, в Порту есть еще и привычный центр, отчасти похожий на Мадрид или Париж, правда, гораздо более запущенный. Здесь множество домов, на первом этаже которых работает ресторан или магазин, а выше - лишь заколоченные окна. Тем, кто любит глянец, Порту - противопоказан.
Приехав в Порту, готовьтесь много ходить пешком. Он не такой холмистый, как Лиссабон, и не такой хаотичный. В отличие от португальской столицы, Порту не взбегает беспрестанно вверх и не спускается вниз, он целенаправленно стремится к реке как к своему логическому центру.
Кроме разноцветных домиков Рибейры и статных, хоть и траченных временем зданий центральной части, в Порту есть еще и довольно затейливое барокко. С башен барочных церквей, как водится, открывается панорамный вид на город.
Мадейра
Мадейра для меня стала главным удивлением этого путешествия. Я долго не могла решить, что же я буду делать в январе на острове среди Атлантики, где нет пляжей и толком нет развлечений.
Оказалось, что все довольно просто - я поселилась в Фуншале, столице острова, ничем особо не примечательной, и проводила дни в поездках. На Мадейре это очень удобно - в любую часть острова можно доехать на такси, тарифы фиксированы, а водители зачастую неплохо говорят по-английски.
Тур на 6-8 часов стоит примерно 120 евро за машину. Можно попасть, например, на высоту в 1800 с лишним метров над уровнем моря: облака будут лежать у вас под ногами. Можно увидеть за один день и тропические леса, и сосновые заросли, и пустыню, и океан.
Это фото тоже сделано на высоте 1800 метров. Главное - не забудьте тепло одеться! Утром в Фуншале было +20, а здесь, на верхотуре, дул пронизывающий ветер и было около +8.
Окруженная со всех сторон океаном Мадейра, остров вечной весны с фантастическим климатом, где не бывает холоднее +18 и жарче +26, совсем не пригодна для пляжного отдыха. Пляжей здесь попросту нет! Поэтому сюда можно отправиться в любое время года и не страдать ни от холода, ни от жары, ни от выбора между водными развлечениями и осмотром окрестностей.
Для тех, кто все же жаждет окунуться в океан, на Мадейре есть натуральные бассейны, образованные лавой. Вода в них спокойная и теплая, купаться можно даже в январе. Тот, что на фото, расположен в Порту Мониз, а вход стоит символический 1 евро.
Одно из самых, пожалуй, живописных мест на острове, расположенное к востоку от Фуншала. Во многих места видно, как красная плоть скалы прорезана серо-стальным ручейком застывшей лавы. Бьющийся о скалы океан похож тут на сахарную вату.
Жители активно используют силу ветра, поэтому ветряных мельниц на острове великое множество. Издали они кажутся небольшими, на деле же оказываются многометровыми гигантами, растопырившими разноцветные лопасти в разные стороны.
Водить на Мадейре можно, но сложно. Дороги отличного качества, но из-за особенностей рельефа прямых участков тут практически нет: трасса то поворачивает, причем порой на сумасшедшее количество градусов, то уходит под углом вверх. Лучше всего взять такси, чьи водители знают остров как свои пять пальцев.
Особо отважные могут выйти в океан, арендовав яхту или присоединившись к туристической поездке. Это развлечение для крепких духом и вестибулярным аппаратом - я всю поездку боялась утонуть сама, утопить фотоаппарат или же просто стать насквозь мокрой от волн. Но все равно, кадры с воды получаются прекрасные! Главное, отведите достаточно времени на отдых после поездки - лично меня качало еще полдня.
Оригинал - в моем блоге на
ostrovok.ru.