«Дом судоходства» и другие примеры Амстердамской школы

May 30, 2018 16:40

Во второй половине мая прокатился в очередной трип по несколько странному маршруту Минск - Тбилиси - Военно-Грузинская дорога - Чиатура - Боржоми - Батуми - Тбилиси - Амстердам - несколько городов Северной Голландии - Варшава - Минск. Про Чиатуру, самый необычный грузинский город, текст выйдет уже в эту пятницу. Про Амстердам пока больших материалов не будет, да и успел я за два дня осмотреть лишь его центр и несколько музеев, но один аспект этого города я все же хотел бы показать сейчас. Речь идет не о шмали или пожилых суринамских толстухах в витринах «квартала красных фонарей», а конечно о зданиях т.н. Амстердамской школы, региональной разновидности экспрессионистской архитектуры первой половины XX века.

В принципе что-то похожее я уже видел в Гамбурге, да и с некоторой натяжкой в бывшем Кёнигсберге, но все же определенное местное своеобразие чувствуется. Самым ярким примером стиля, а заодно его родоначальником считается т.н. Scheepvaarthuis, «Дом судоходства», административное здание, построенное в 1913-26 гг. под штаб-квартиру шести крупнейших судоходных компаний страны, по проекту трех крупнейших представителей «школы» Йохана ван дер Мея, Мишеля де Клерка и Пита Крамера.



Это конечно совершенно роскошное сооружение с богатейшим декором и еще с мощным влиянием ар-деко. В дальнейшем стиль эволюционировал в сторону привычного функционализма.




Сейчас здание, расположенное недалеко от вокзала станции «Амстердам-Центральный», занимает Grand Hotel Amrâth. Привычная для города практика приспособления исторических памятников под новую функцию. К примеру, Старая Ратуша стала гостиницей Sofitel Legend The Grand Amsterdam, главный почтамт (огненный!) занял торговый центр Magna Plaza, и даже Круглая Лютеранская церковь стала частью отеля Renaissance Amsterdam.


















Еще несколько образцов стиля, на которые я наткнулся в центральной части Амстердама (только последнее здание из Гронингена). К сожалению, времени, потраченного на пять местных музеев, совершенно не хватило на замечательные межвоенные жилые районы, строившиеся по «Плану Зюйд» в южной части города, в т.ч. и массив De Dageraad Де Клерка-Крамера начала 1920-х. Это моя первая цель для следующей поездки в Амстердам.

Бывшая штаб-квартира Amsterdamsche Bank (1926-32).






De Bazel архитектора Карела де Базела (1919-26). Сейчас Городской архив.


Коттедж в Музейном квартале.






Гронинген.


нидерланды, архитектура

Previous post Next post
Up