В Баку также есть площадь Трех Вокзалов, но если в Москве на Комсомольской площади существуют три полноценных транспортных комплекса, каждый из которых обслуживает свое направление, то в столице Азербайджана просто уцелели все три вокзала станции "Баку-Пассажирская", последовательно строившихся друг за другом. Это удивительная на самом деле история, ведь в стандартной системе координат новые здания вокзалов обычно строились НА месте предыдущего поколения. Опыт Минска, где один за одним поменялись сразу четыре вокзала на одной площадке, это хорошо иллюстрирует.
Однако, к счастью, Баку повезло куда больше. Более того, два из трех зданий чрезвычайно живописны, а одно из них к тому же представляет очень необычный, нетипичный образец советской архитектуры 1920-х годов.
Впереди самый первый, Тифлисский вокзал, открывшийся в 1883 году, как один из конечных терминалов Баку-Тифлисской железной дороги.
Прекрасный дворец в мавританском стиле спроектирован архитектором Васильевым. Отлично подходил бурно растущему в те годы городу. «Здание было невиданного для глухой провинции великолепия - будто сказочный дворец из арабской сказки. «Город-нувориш, - подумал Эраст Петрович, разглядывая узорчатые стены, зубцы на крыше, ажурные верхушки колонн. - Сразу пускает пыль в глаза», - Акунин. «Черный город».
Второй вокзал - Сабунчинский, обслуживал отдельную Баку-Сабунчинскую ветку, небольшую (26 км) линию, которая вела в поселок Сабунчи, один из основных центров нефтедобычи на Апшероне. Вокзал был готов к электрификации этой линии, по которой на промыслы первыми советскими электричками завозили рабочих из Баку.
Крепитесь, но это здание было построено в 1926 (!) году. Вероятно, один из самых ярких примеров инерции в советской архитектуре, возможно из-за отдаленности места действия. Автор - архитектор Николай Баев (армянин, кстати, несмотря на такие ФИО) из дореволюционных бакинских инженеров (его же авторству принадлежит и отличная местная Опера) выбрал подчеркнуто ретроспективный восточный стиль, национальный по духу даже в сравнении с Тифлисским вокзалом и тем более с конструктивизмом. Возможно, влияние оказала и политика коренизации, актуальная в те годы, а возможно это просто долгострой с дореволюционным еще проектом.
Наконец, третий вокзал, действующий и поныне (остальные уже приспособлены под другие функции) 1977 года уже куда более соответствует интернациональности советской архитектуры.
Здание неплохо реконструировано в последнее время фактурными панелями, сохранившими оригинальный образ (первоначально было отделано типичным для Баку аглаем). Не уделали в азиатчину и слава богу.
Между Сабунчинским и современным вокзалами павильон станции метро «28 мая» (первоначально «28 апреля»). Современное здание, заменившее советский модернизм.
Памятник азербайджанскому драматургу Джафару Джаббарлы на привокзальной площади. Сабунчинский вокзал слева, современный - за памятник, а Тифлисский за современным.
На территории станции и вокзала я на всякий случай не фотографировал, помня о
давних бакинских приключениях Сергея Болашенко. Попадать в застенки алиевского режима в планы не входило, поэтому до кучи окрестности вокзалов. Отличный конструктивизм Азербайджанского нефтяного института прямо напротив Сабунчинского вокзала. Еще работа пары Дадашев-Усейнов, многие здания которых я показывал в прошлой серии про сталинскую архитектуру Баку.
Управление Azərbaycan Dəmir Yolları, Азербайджанских железных дорог. Выглядит с этого ракурса скромной сталинкой, но у здания есть еще довольно масштабные крылья.
И напоследок неожиданный памятник Тесле сразу за Сабунчинским вокзалом.