Заха Хадид и при жизни была весьма плодовита, и после смерти бюро её имени продолжает выдавать на гора проект за проектом, один масштабнее другого. Тем удивительнее, что среди всего ее богатейшего творчества, особенно выделяется (по крайней мере, на мой скромный вкус) здание, построенное именно на постсоветском пространстве.
Семье Алиевых надо отдать должное. Среди современной архитектуры Баку немало восточного китча, всех этих куполов, башенок, золотого остекления и прочей азиатчины с закосом под национальное зодчество, но в случае с Главной Новостройкой, храмом-памятником Алиева-отца, у сына (или его жены, ставшей вице-президентом), или, может, внучки, не знаю, хватило художественного вкуса, если угодно смелости, для приглашения действительного крутого архитектора, построившего в Баку свое лучшее здание, квинтэссенцию ни на что непохожего фирменного стиля Захи.
Спорным при этом выглядит лишь место размещения Центра. До поездки сюда я почему-то был уверен, что он находится на Приморском бульваре города, или где-то в его ближайших окрестностях, но непременно с видом на Бакинскую бухту, как и прочие знаковые местные новостройки. В действительности же оказалось, что здание почему-то разместили пусть и на холме, но в городском чреве, рядом с какими-то стремными многоэтажными автомобильными развязками и обычным спальником. Впрочем, свободного пространства вокруг оставили вдоволь, а это значит новый символ Баку можно фотографировать с миллиона ракурсов, чтобы порадовать свои инстаграмы инопланетным зрелищем.
И да, руководители Бакгорисполкома, здание, конечно, фантастическое, но все же его периодически не мешало бы мыть.