Жлобин: Новый город

Mar 07, 2013 09:32

В начале 1980-х годов Совет министров СССР и Министерство черной металлургии страны задумало построить 3 новых, относительно небольших металлургических завода. Их особенностью было использование в технологическом процессе электросталеплавильных печей и сортовой прокат в качестве конечной продукции. Предприятия планировалось возвести в Белорусской ССР, Молдавской ССР и на Дальнем Востоке, что в общем-то было очень логично. Ранее там больших металлургических предприятий вообще не существовало, т.к. не было подходящего сырья (например, железной руды). Но после того как начала распространяться мода на электросталеплавильное производство, работавшее на металлоломе, строительство новых заводов вблизи западных и восточных границ Союза, полностью обеспеченных бы региональным сырьем, стало полностью оправдано. На выходе же эти заводы давали столь нужную стройкомплексу БССР, МССР и Дальнего Востока продукцию в виде той же арматуры.

Белорусский металлургический завод в этой троице был самым современным. Контракт на его строительство "под ключ" был заключен с австрийской корпорацией Voest Alpine, в поставке оборудования в дальнейшем принимал участие и итальянский концерн Danieli, "законодатели мод" в своей сфере. Для размещения БМЗ по нескольким причинам был выбран Жлобин. Во-первых, это был крупный железнодорожный узел, во-вторых - город находился недалеко от границ УССР и РСФСР. Специализацией БМЗ стало и производство металлокорда, поэтому близость к огромному Белорусскому шинному комбинату в Бобруйске тоже имела первостепенное значение. Второе и третье предприятие из этой программы были в дальнейшем построены в молдавской Рыбнице и Комсомольске-на-Амуре, но они получились далеко не такими успешными, как Белорусский металлургический.

Контракт с Voest Alpine был подписан в Москве 19 марта 1982 года, а уже спустя 2,5 года, 15 октября 1984-го, была получена первая белорусская сталь. Спустя месяц в присутствии федерального канцлера Австрии Ф.Зиноваца состоялось торжественное открытие возведенного по последнему слову науки и техники предприятия, в строительстве которого помимо австрийских и итальянских компаний участвовали фирмы из Югославии, ГДР, ФРГ, Чехословакии, Швеции и других стран Европы. Фактически, это был один из последних эффективно реализованных крупных промышленных проектов всего Советского Союза. Параллельно с этими работами рос и Жлобин: прежний 25-тысячный райцентр по понятным причинам не соответствовал масштабу нового индустриального гиганта. На северо-восточных окраинах города быстро выросли несколько новых жилых микрорайонов, а население Жлобина к настоящему моменту увеличилось уже втрое, до 80 000 человек.


К сожалению, Новый Жлобин архитектурно проигрывает другим промышленным советским городам БССР. Здесь не было создано впечатляющих архитектурных ансамблей, как, например, в Солигорске или Новополоцке, и этому были причины. Жилые микрорайоны металлургов росли в условиях наличия рядом уже сложившегося и довольно большого города, а потому остались лишь его крупными спальными придатками. Негативное влияние оказалось и время их строительства - в 1980-е годы Советскому Союзу уже стало не до затратных градостроительных экспериментов. Застройка Жлобина носит откровенно утилитарный характер.

Тем не менее, посмотрим на районы, где ныне живут белорусские металлурги.



1. Завод был построен за городской чертой, чтобы не отравлять народонаселение Жлобина своими миазмами, пусть и не такими конечно вредными, как в мартеновско-доменной металлургии. Специально мы к нему не ездили, но из светлогорского дизеля его промзона неплохо видна. Проезжает состав и гигантские территории, заваленные еще не пущенным в переработку ржавым металлоломом.


2. Но чтобы было понятно, как примерно выглядит его парадный фасад, даю эту вот фотку заводоуправления и части цехов из фотоальбома "Жлобин" 1988 года. Сейчас завод конечно расстроился (от "строиться"), но концептуально вид остался тем же.


3. По Старому Жлобину мы ходили, в основном уже в сумерках 19 августа. Утром 20-го, последнего дня поездки, перед отправлением в Рогачев, прогулялись в Жлобин Новый. Шли не по ул. Барташова, главной магистрали туда ведущей, а какими-то задворками мимо стадиона "Локомотив", с такой вот замечательной инсталляцией, которая так и просится быть установленной на въезде в Дрозды.


4. Стадион "Локомотив".


5. И его замечательно оформленный главный вход.


6. Напротив стадиона - новое здание СШ (сейчас гимназии) №1 (старое 1937 года расположено на центральной площади, я его показывал в предыдущей серии). Жилые дома справа на заднем плане выходят уже на Барташова.


7. Вот по такой улочке шли местами через частный сектор. Впереди видна сценическая коробка ДК металлургов.


8. В конце концов и вовсе забрели в какие-то дебри.


9. Монументальное здание Дворца культуры металлургов, одно из немногих крупных (и при этом интересных) общественных зданий, построенных в Жлобине в 1980-е. Впрочем, в фотоальбоме 1988 года его фотографии еще нет, допускаю, что завершалось оно уже в самом конце десятилетия или вообще в 1990-е годы.


10. Фронтальный вид. На фасаде два электронных табло: одно показывает время и температуру окружающей среды, второе - разные объявления. Тут вокруг казалось бы неплохо было создать какой-нибудь крупномасштабный архитектурный ансамбль с ДК в центре, но слева от него заросли, через которые мы шли, справа - какой-то полузапущенный пруд, а напротив начинается бульвар Металлургов.


11. Выглядит при этом последний совершенно не впечатляюще и застроен ан масс типовыми 9-этажками. Никакой попытки создать Эспланаду по типу солигорской или парадный проспект по образцу ул. Молодежной в Новополоцке здесь сделано не было.


12. Перекресток Барташова и бульвара Металлургов.


13. Отсюда мы решили возвращаться на автовокзал, тем более позднесоветская архитектура возбуждала далеко не каждого в нашей краеведческой компании. Возвращались как раз по Барташова.


14. Район перекрестка с Первомайской, главной улицей Старого Жлобина. Слева голубеет здание кинотеатра "Родина".


15. После осмотра Рогачева ребята отправились в Быхов и далее в Могилев, я же в Быхове был, и потому воспользовался оказией, чтобы все же осмотреть оставшуюся часть Нового Жлобина. Вылез из рогачевской маршрутки на самой окраине. Это уже совсем новенький микрорайон Лебедевка-Юг, возведенный для юных металлургов совсем недавно.


16. Перспектива улицы Ленинградской. Слева от меня еще не застроенное поле. Население в Жлобине увеличивается, БМЗ процветает и расширяется, строит уже и листопрокатное производство, недавно пущено трубопрокатное, модернизируется сортопрокатное. Вместе с ним растет и этот зажиточный по нашим меркам город. В перспективе, думаю, есть возможность дорасти и до стотысячника.


17. Как и в Светлогорске, названия улиц не имеют большого значения, жилые дома тут нумерованы микрорайонами, т.е. например Микрорайон 18, дом 23.


18. Внутри квартала.


19. Оригинальнейшая школа №13, построенная по индивидуальному проекту, похожему на продукт прибалтийских архитекторов


20. Отличное здание, долго вокруг него кружил.


21.


22. Типичная местная 9-этажка.


23. Она же в отпидорашенном варианте с меньшим количеством секций.


24.


25. Попадаются и высотки, но маловато.


26. Улица Акопова.


27. Справа наитиповейшие общаги, каких мильен.


28. Периодически жилые дома отступают от красных линий улиц, образуя такие вот пустые пятна, явно для чего-то зарезервированные. Стоит же здесь в лучшем случае ангар какого-нибудь супермаркета и палатка с пивом. Палаток, слава богу, было очень много, что существенно скрашивало мне грустную одиночную прогулку.


29. Универсам "Заводской". Обратите внимание на лого БМЗ над входом, похоже завод имеет и свою продуктовую сеть.


30. Еще одна разновидность местных многоэтажек. Балконные экраны расчерчены таким образом, что издалека похоже на то, что они собраны из стеклоблоков.


31. Продолжение Акопова.


32. Новостройки.


33. Иногда глухие торцы зданий пытаются украшать доступными способами.


34. Улица Карла Маркса, образующая внешнюю границу жилых микрорайонов.


35. На противоположной ее стороне пустырь, выходящий к Днепру, и крупный комплекс местного Ледового дворца с аквапарком, кабаком и гостиницей.


36. Местная хоккейная команда называется "Металлург". Хоккей вообще отчего-то традиционно "металлургический" вид спорта.


37. Общий вид комплекса с пристройкой гостиницы.


38. За зданием ведется строительство следующей очереди комплекса: дополнительной ледовой площадки и универсального спортивного зала.


39. Идем по Маркса. Универсам "Днепровский".


40. Еще несколько типов жлобинских жилых домов. Дворовый фасад выделяется оригинальной решеткой на лестнично-лифтовой клетке.


41. "Уличный" фасад того же дома.


42.


43. Неожиданная тут заброшка детсада.


44. И, наконец, задумывавшийся как главная магистраль Нового Жлобина бульвар Металлургов в сторону их же ДК.


45. С одной его стороны на этом конечном участке разнокалиберные новостройки.


46. С другой типовая панель.


47. Торгово-общественный центр.


48. В центре бульвара скульптура аиста из металла.


49. А больше ничего интересного я тут не заметил.


50. К вокзалу возвращался через спальные районы еще доБМЗовского Жлобина. Первый микрорайон.


51. В заключение несколько фотографий Жлобина из альбома 1988 года. Бульвар Металлургов.


52. "Новостройки - характерная черта города". Внизу вроде универсам "Металлург", который я почему-то не нашел.


53.


54. Интерьер универсама.


55. "Отсюда, из СПТУ-187, выходят в трудовую жизнь механизаторы сельского хозяйства".


56. Плавательный бассейн фабрики искусственого меха.


57. Магазин "Ковры-ткани", это где-то в старой части города.


58. Въездной знак в Жлобин.


59. Город я осмотрел быстрее, чем планировал, и, успев даже выпить пива на привокзальной площади, уехал в Минск часа на полтора раньше на полупустом симферопольском поезде.


В последней серии рассказа о той августовской поездке - Рогачев, несостоявшаяся столица Дожинок-2013 и крупный центр производства сгущенки.

118:

Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Ляховичи.
- Пинск.

Витебская область:
- Бешенковичи.
- Браслав.
- Верхнедвинск.
- Витебск, Сураж.
- Глубокое.
- Докшицы, Бегомль.
- Дубровно.
- Лепель.
- Лиозно.
- Миоры, Дисна.
- Орша, Ореховск.
- Полоцк, Новополоцк.
- Поставы.
- Россоны.
- Чашники, Новолукомль.

Гомельская область:
- Ветка.
- Гомель, Костюковка.
- Добруш.
- Жлобин.
- Речица.
- Светлогорск.

Гродненская область:
- Волковыск, Красносельский, Россь.
- Гродно.
- Дятлово.
- Кореличи, Мир.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок, Щорсы.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин, Желудок.

Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин, Ивенец, Раков.
- Дзержинск.
- Клецк.
- Копыль.
- Логойск, Плещеницы, Хатынь.
- Марьина Горка, Руденск, Правдинский, Свислочь, Дружный.
- Минск, Заславль, Лесной.
- Молодечно, Радошковичи.
- Мядель.
- Несвиж, Городея.
- Слуцк.
- Смолевичи, Жодино, Зеленый Бор.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.

Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Горки, Ленино.
- Кировск, Мышковичи.
- Кличев.
- Могилев.

118, жлобин, соварх

Previous post Next post
Up