Клинцы: от вокзала к центру

Sep 18, 2012 11:04

До середины августа 2012 года я бывал на Брянщине лишь однажды, собственно в областном центре, который и описал достаточно подробно в 2010-м. Месяц назад я в область на 2 дня вернулся, чтобы осмотреть еще 3 города и райцентра на ее юго-западе: Клинцы, Новозыбков и Злынку. Места оказались интересные, архитектурой не обделенные. Начнем с Клинцов, куда я прибыл на автобусе из Гомеля.

Слобода Клинцы была основана в 1707 году старообрядцами-переселенцами из Ветки. В 1782 году из слободы Клинцы стали посадом Сурожского уезда сначала Малороссийской, а потом Черниговской губернии. Посады - это достаточно крупные торгово-промышленные населенные пункты, по тем или иным причинам не удостоенные городского статуса. В 1830-е годы здесь начала бурно развиваться текстильная промышленность. Традиционно предприимчивые купцы-староверы построили в посаде несколько крупных суконных мануфактур (в 1900 году таких фабрик было уже 10 штук), но несмотря на значительный рост населения и определенную зажиточность городом до революции Клинцы так и не стали, хотя и были раза в три крупнее уездного центра Суража. Сейчас Клинцы - второй по количеству населения город Брянской области, здесь живут чуть больше 60 000 человек. Благодаря своему текстильному прошлому, здесь в достаточно больших объемах сохранилась масштабная дореволюционная застройка.


О Клинцах будет три поста, в первом из которых мы пройдем от железнодорожного вокзала к центру города.



1. Железная дорога прошла через Клинцы (точнее рядом с ними) в 1886 году. Это была ветка Гомель-Брянск, принадлежавшая Полесским железным дорогам. Я нашел только такую фотку исторического клинцовского вокзала.


2. В конце 1980-х годов вместо него было выстроено новое крупное здание из силиката.


3. Станция Клинцы в сторону Брянска. Я побывал здесь трижды: сразу после приезда из Гомеля, затем на следующее утро встречая archigrafo из Москвы и наконец спустя еще часов семь, уезжая в Новозыбков. Все 3 раза на станции тусовалось изрядное количество народа, хотя казалось бы жд ветка малодеятельная, и вообще на отшибе.


4. Станция в сторону Гомеля. Народ на станции попадался самый разнообразный: сотрудники местной колонии, встречавшие партию зеков, прибывшую на московском поезде, алкаш в обнимку с двумя пивными феями, бабульки с типично трасянковским выговором и обилием беларусизмов в речи.


5. Клинцовский вокзал со стороны небольшой привокзальной площади.


6. Металлическая конструкция у железнодорожной станции, сочетающая серп-молот и российский триколор. При станции находится село Займище (сейчас входит в состав Клинцовского городского округа, до 2004 года было поселком городского типа), а сам город Клинцы расположен в паре-тройке километров севернее.


7. Дорога до центра проходит вдоль лесопарка, но отнимает всего 15-20 минут. Впрочем, в пять утра тут довольно стремновато, особенно, когда необходимо разминуться с меланхолично бредущими навстречу местными алкозомби.


8. За 100 лет (открытка 1910 года) тут только асфальт положили, да избы не стало, а так пейзаж все тот же.


9. Предваряет город такой вот мемориал, находящийся сейчас на реконструкции. Черный мрамор меняют на практичный черный же керамогранит.

UPD. Памятник 706 продотряду, ведшему здесь хлебозаготовки.


10. Клинцовское "кольцо" (местные жители вроде так и называют этот перекресток). Вдалеке автостанция, куда меня из Гомеля стремительно домчала комфортабельная Setra. Автобус кстати был битком, брянчане возвращались с гомельских закупов.


11. Интересный девайс на автобусной остановке. Водитель подъезжает значит, выходит такой, засовывает в щель талон, похожий на перфокарту и нажимает рычаг. Штуковина, громыхая, чего-то там на талоне пробивает, вероятно отмечая время прибытия автобуса на эту остановку.


12. Вид от кольца на бывшую фабрику им. Коминтерна, она же бывшая фабрика Сапожкова, один из двух сохранившихся в Клинцах крупных суконных дореволюционных комплексов. Купол принадлежит Никольской церкви.


13. От кольца начинается улица Октябрьская, бывшая Большая, как понятно из старорежимного названия - главная улица города (впрочем, все-таки одна из двух главных).


14. Сквер им. Щорса с памятником герою гражданской войны.


15. К скверу выходит самое известное (и наверное преуспевающее) предприятие города - автокрановый завод. Ну вы наверняка видели краны на шасси, допустим, МАЗа с надписью "Клинцы" на стреле. Вот их делают тут. К сожалению, автокран-памятник АК-75 1962 года, первый из выпущенных на заводе, забрали на реставрацию. Установлен в 2008 году и уже на реставрации.


16. Стена завода украшена рисованными образцами продукции предприятия.


17. Художники, кстати, гомельские. На следующий день мы случайно нашли офис этой студии в Гомеле.


18. На противоположной от завода и Щорса стороне Октябрьской еще один сквер с памятником основателям города, некой семье Клинцов. Вроде бы именно с этого места слобода и пошла есть.


19. Памятник установлен в 2007 году к 300-летию основания Клинцов.


20. Вся поверхность колокола покрыта рельефными изображениями клинцовских достопримечательностей.


21. Осмотрим фабрику Сапожникова. Предприятие выглядит заброшенным. Впрочем, корпуса, выходящие на Октябрьскую, ремонтируются, а со стороны улицы их закрывают строящимся торговым центром.


22. У памятника основателям Клинцов надо обязательно свернуть на улицу Богунского полка.


23. Фабричные постройки. Если бы не столбы, вид был бы абсолютно патриархальный.


24. Отреставрированный модерновый особняк - собственный дом фабриканта Сапожникова. Скромный, скажете?


25. Это всего лишь городская квартира. Основная резиденция старовера находилась за городом - в селе Вьюнки он имел такой вот романтический замочек. Фото из Вики.


26. По соседству с виллой фабриканта располагался т.н. "Дом специалистов" (слева).


27. Обратите внимание на ограду в стиле модерн.


28. Чуть далее по улице еще несколько более тривиальных дореволюционных домиков. Этот, впрочем, сохранил фрагмент все той же модерновой ограды.


29. Перспектива улицы Богунского полка. На табличке над входом в здание надпись: "Укрытие фабрики имени Коминтерна". Таких вот укрытий по Клинцам разбросано over 9000, тут всерьез готовились атомной войне.


30. Еще одна неплохая дореволюционка в параллельном улице переулке Богунского полка. Бывшая типография.


31. Тут же Никольская церковь в псковском стиле.


32. Ранее это была всего лишь часовня при Вознесенской старообрядческой (позже единоверской) деревянной церкви, но со сносом последней (ее разобрали на бревна для строительства противотанковых укреплений в 1941-м) сама стала полноценным храмом.


33. Торец силикатной пятиэтажки рядом.


34. Улица Парижской коммуны по-моему.


35. Физиатрическая лечебница.


36. Здание 1927 года! Постреволюционная архаика.


37. Возвращаемся на Октябрьскую. Такой вот "олимпийский" забор украшает улицу в районе Новых торговых рядов.


38. С них и начнем осмотр клинцовского центра.

клинцы

Previous post Next post
Up