Гданьск: мотлавские острова и Длинные сады

Apr 04, 2011 11:51

Предместье Длинные сады занимает восточную окраину исторического центра Гданьска, расположилось оно на противоположном берегу речки Мотлавы и к тому же дополнительно отделено от Главного города двумя островами - Амбарным и Оловянкой. Острова раньше были заняты гигантской складской зоной (Амбарный имел зерновую специализацию, Оловянка - оловянную), в Садах же селились ремесленники из тех, что попроще, не могущих позволить себе роскошь иметь жилище внутри укреплений основных гданьких городов

В 1945 году все три района потеряли практически всю свою историческую застройку. В годы ПНР активное строительство здесь тоже не велось (в северной части Амбарного острова так и остались стоять руины времен Второй мировой). Только в последнее десятилетие развернулось освоение этих территорий и, надо сказать, вполне успешное, ведь отсюда открываются классические виды на риверфронт Данцига, историческую застройку набережной Мотлавы.




Современные административные здания, стилизованные под исторические зерновые склады в южной части Амбарного острова. Все по местной традиции выполнено предельно корректно.


Вид с Зеленого моста через Мотлаву на юг в сторону моста Коровьего. У правого края снимка видны Коровьи ворота, одна из старейших водных брам города. Через нее в Данциг загоняли то, что по-польски нежно именуется быдло.


Если посмотреть еще правее, то можно насладиться стеной зданий Главного города, чуть менее, чем полностью восстановленной после 1945 года. Еще правее расположены Зеленые ворота.


Перейдем на другую сторону Зеленого моста. Классический риверскейп Гданьска еще с двумя водными брамами: Хлебницкой (чуть левее центра снимка) и Марьяцкой (вдалеке, с двумя остроконечными башнями). Обратите внимание на теплоходики на Мотлаве. Именно отсюда, от Зеленого моста, регулярно отправляются корабли на Вестерплатте, Сопот и Хель.


Марьяцкая брама поближе. Левее нее видно высоченное 8-этажное здание Гданьского археологического музея (с башней). Тем большее впечатление оно производит, если учесть, что строился дом в 1597-99 гг. Справа вдалеке видна одна из самых известных достопримечательностей города - ворота-кран, штука сочетающая в себе функции брамы и подъемного механизма.


Здесь разгружались ганзейские корабли. Река Мотлава в сторону Балтики. За постройками Старого города вдалеке видны уже краны верфей и портов, отделяющих город от моря.


Справа краешек острова Оловянка. Там расположен Центральный морской музей, а к берегу пришвартован рудовоз Soldek, первый корабль, построенный в Польше (конечно же на гданьской Верфи им. Ленина) после Второй мировой войны (1949). Он тоже доступен к посещению.


Пройдем сквозь Амбарный остров. Неоамбары с внутренней стороны.


Выезд с Амбарного острова в Длинные сады и Кувшинные ворота.


Руины разрушенных в 1945-м амбаров в северной части острова.


Городские власти имеют далеко идущие планы на освоение этой лакомой территории, а пока же можно наглядно себе представить, как выглядел Данциг после Второй мировой войны. Особенно на фоне восстановленного города вдалеке.


Длинные Сады, Ланггартен, набережная Мотлавы. Герековская высотка справа - административный корпус завода "Hydroster", производившего во времена ПНР гидравлическое оборудование для кораблей.


Производственные корпуса завода в глубине квартала выглядят вот так.




Эта башня, как и большинство ее ровесников (Зеленяк или Органика Трейд в Старом городе) превращена сейчас в бизнес-центр.


Главной улицей района Длинные сады является улица Длинные сады. Типичная польская пятиэтажка.


За ней костел св. Барбары, главный храм предместья.


А напротив торгово-административный комплекс "Артус Парк", пожалуй самый вульгарный новодел среди в общем-то приятной современной архитектуры города.


Вероятно, подобным агрокитчем был бы застроен весь Гданьск, окажись город в пределах Хрустального сосуда.


Вернемся на набережную Мотлавы. Справа от заводоуправления "Гидростера" отель "Гданьск" в здании исторического амбара 1750 года постройки.


Еще один похожий пример реновации - отель "Королевский" на Оловянке.


Гостиница находится между новопостроенной "Балтийской филармонией"...


... и Центральным морским музеем, также занявшим бывшие складские здания.


Главный город Гданьска с набережной Мотлавы.


Гданьский Журав, ворота-кран, с как раз отплывшей по-моему на Хель "Данутой".


Вид в противоположную сторону с "Сольдеком".


Ну и в сторону места встречи Амбарного острова с Длинными садами. В центре позорно блестит зеркальным желтыми стеклами "Артус Парк".


А мне настало время возвратиться к Зеленому мосту. В Сопот я решил вернуться морем, и это стало одним из самых ярких впечатлений от Гданьска.


О верфях и портах морских ворот Польши в следующей серии.

В предыдущих сериях:
- Погоня на Грюнвальд.
- Сувалки.
- Кентшин и "Волчье логово".
- Ольштын.

- Гданьск: вокзал и Молодой город.
- Гданьск: Старый город.
- Гданьск: Угольный рынок.
- Гданьск: Главный город.

- Костел св. Михаила Архангела в Сопоте.

гданьск, польша-2010

Previous post Next post
Up