Ляховичи

Mar 09, 2011 11:12

Ляховичи никогда не были крупным городом. Собственно, и городом-то они стали только в 1931 году, когда польская оккупационная администрация его несколько укрупнила, включив в состав несколько соседних населенных пунктов. Местечко же между тем было знаменитое. Впервые упоминаемое в 1492 году как центр Ляховичской волости, в первой половине XVI века оно принадлежало Гаштольдам, а с 1551 года стало великокняжеской собственностью. Спустя два десятка лет, в 1572 году Жыгимонт Август обменял Ляховичи и некоторые другие свои маёнтки на имение Свислочь, принадлежавшее Яну Геронимовичу Ходкевичу, маршалку великому литовскому, генеральному старосте жамойтскому, администратору инфлянтскому и отцу знаменитейшего из Ходкевичей - великого гетмана Яна Кароля, того самого, что умер под Хотиным и интригами юной супруги был похоронен в Остроге, а не в каком-то из своих собственных владений. Таким образом, Ляховичи оказались в собственности семьи, обеспечившей им 15 минут славы.

К 1602 году Ян Кароль, тогда еще гетман только польный, закончил строительство в Ляховичах на берегу реки с интересным названием Ведьма замок модного тогда новоитальянского (или голландского) типа с четырьмя бастионами и общей протяженностью стен до километра. Ляховичская фортеция стала одной из крупнейших и мощнейших на территории ВКЛ - она единственная на нашей территории не пала во время войны 1654-1667 годов, выдержав четырехмесячную осаду вчетверо превосходивших сил под командованием князя Хованского. Пережив осаду русскую, спустя 50 лет крепость все-таки пала в результате осады шведской и была ими разрушена. Сейчас о фортеции Ходкевичей напоминают только остатки земляных укреплений.

В когда-то самой неприступной крепости Великого княжества Литовского я побывал в октябре. И вот, что я там увидел.



Герб Ляховичи получили 26 декабря 1994 года. В красном поле варяжского щита серебряный план замка.



Расположены Ляховичи в 22 км к юго-востоку от Барановичей. Соответственно, по пути туда проезжаешь последние.


Въездной знак с тем же изображением крепости, единственного предмета гордости местных обитателей.


Форсируем Ведьму.


Все самое интересное в Ляховичах на левом берегу Ведьмы. На правом остается застраиваемое сейчас спальное гетто, уродливая церковь и бескрайние массивы частного сектора. А еще там вокзал, но про него в конце.


Город микроскопический (сейчас здесь живет около 11,5 тысяч человек). Практически все важнейшие общественные и административные здания сконцентрированы на главной улице Ленина, проходящей через весь город, и двух нанизанных на нее площадях - тоже Ленина и Победы. Слева от моста через Ведьму - новодельная православная часовня.


А справа как раз территория, которую прежде занимала Ляховичская фортеция.


О том, что здесь когда-то стояла мощнейшая по меркам XVII века крепость, сейчас напоминает по сути лишь памятный камень.


После того, как шведы во время Северной войны уморили голодом русских казаков, которые тогда стояли здесь гарнизоном, и после продолжительного штурма таки взяли укрепление, фортеция была разрушена. К концу XVIII века от нее оставались лишь руины, а в более-менее приличном состоянии сохранялась только башня с въездными воротами и подъемный мост, постепенно заболачивались оборонительные рвы. В течение следующего столетия разобраны на кирпич были и последние постройки.


О внешнем же виде крепости мы все-таки можем с большой степенью достоверности судить по гравюре XVII века, иллюстрирующей наиболее известный эпизод в истории фортеции: четырехмесячную безуспешную ее осаду московским 11-тысячным отрядом под командованием князя Ивана Хованского. С марта по июль 1660 года гарнизон (2,5 тысячи человек), руководил которым новогрудский каштелян Николай Юдицкий, выдержал несколько штурмов укреплений, и в конце концов дождался таки оступления Хованского после поражения того в битве под соседней Полонкой 28 июня 1660-го, где войска воеводы русского Стефана Чарнецкого и великого гетмана литовского Павла Яна Сапеги удачно сорвали планировавшееся Хованским наступление на Варшаву и паралелльно сняли осаду и с Ляховичей.

Как видно из фрагмента гравюры, Ляховичская фортеция представляла собой прямоугольник (175×220 м), окруженный водяным рвом. Четыре бастиона соединены между собой валами-куртинами, три из четырех бастионов имеют кавальеры, дополнительные малые бастиончики-насыпи. Укрепления облицованы камнем и завершены бруствером с зубцами. Въезд в замок осуществлялся через четырехярусную башню-браму в южной куртине, оборудованную подвесным мостом. Внутренний двор плотно застроен, выделяется конечно трехэтажный П-образный дворец в ренессансном духе, напоминающий дворец Радзивиллов в Биржае только с высокими барочными фронтонами. В целом, это был архетипичный бастионный замок, типа тех же Радзивилловских биржанского или несвижского, дубенского Острожских или золочевского Собесских.


Замковые постройки разрушены, рвы заболочены, валы оплыли, но сверху фортеция еще читается.


Помимо частных домов и поля на территории крепости сейчас разместилась городская автостанция.


Некоторое дежавю посетило меня рядом.


От остатков крепости по улице Ленина начинаем выдвигаться в центр. Городской кинотеатр, украшенный относительно свежим сграффито 1992 года, служит фоном для типичного местного траффика.


Выполнено к 500-летию Ляховичей.




Чуть дальше по Ленина. За правой границей снимка - площадь Победы.


Площадь Победы. В центре сквер с военным памятником, по периметру двухэтажная преимущественно застройка.




Памятник.


Из крупных общегородских заведений здесь расположен универмаг...


...и ресторан.


Чуть в стороне от пл. Победы, на ул. Советской, среди частных домов новодельный костел Сердца Иисуса. Когда-то совсем рядом располагался исторический ляховичский костел Воздвижения св. Креста, первоначально еще ходкевичской фундации, разрушенный за Советами.


Пейзажи Ляховичей.


И застройка этого, расположенного в непосредственной близи от центра города, района.




Улица Чкалова.


Возвращаемся к пл. Победы и паралелльной Ленина улицей 17-го сентября двигаемся к главной городской площади.




Местная школа вдалеке.


Слева единичное дореволюционное здание в городе.


Двухэтажное здание справа - городская гостиница.


На площади Ленина нашлась еще пара старых зданий, из них одно даже каменное.


На этом список довоенных построек практически исчерпывается. На северное окраине города, рядом с районной больницей сохранился еще костел св. Язепа, после войны обезбашенный и превращенный в поликлинику. Туда идти я поленился.


В центре площади Ленина также сквер.


А в центре центра еще один мемориальный знак в память Фортеции. По четырем его сторонам висят таблички с кратким содержанием истории крепости и города.


За знаком прогулочная зона с фонтаном.




Помимо этого на площади Ленина расположены еще здания райисполкома (справа) и почтамта (слева).


Райисполком. Очень интересно, но в Ляховичах нигде не был обнаружен непременный обычно Ленин.


Третью же сторону прямоугольника занимает РДК, находившийся как раз в стадии реконструкции "по-богатому". Помимо роскошного для 11-тысячного городка керамогранита запомнилась еще и металлочерепица совершенно атипичного светло-серого цвета. А как же канонический малиновый?


Далее ул. Ленина загибается к югу (и в итоге уходит в направлении Лунинца). Застройка же здесь приобретает все-таки более-менее городской характер.




На южной окраине расположен городской стадион "Колос".




За стадионом еще одно ляховичское спальное микрогетто.


Напротив стадиона аграрный колледж. Аббревиатура на воротах неумолимо выдает в агроколледже обычный сельхозтехникум.


Еще тут есть автобусная остановка с китчевой мозаикой на тему местной фауны. Выглядит в сравнении с западноукраинскими аналогами достаточно убого.


Вид на север. Видны башни костела Сердца Иисуса.


Ляховичский вокзал находится на дальней западной окраине, которая до начала 1930-х и городом то не была. Поляки в рамках превращения Ляховичей из местечка в място в 1931-м присоединили к ним станцию "Ведьма", построенную в 1880-е гг. в составе Полесских железных дорог на линии Сарны-Вильно. Так, "Ведьма" стала "Ляховичами", и станцию сейчас проезжает всякий, следующий из Минска во Львов и далее, но останавливаются здесь только дизеля "Барановичи-Лунинец", роскошный трансграничный дизель-экспресс Удрицк-Барановичи да несколько тягомотных поездов типа Гродно-Брест или Брест-Могилев, следующих экзотическими серпантинами по всяким нашим ебеням.


Тут угнездилось такое сонное царство, что проходившая мимо тетка даже указала нам на запрет фотографировать вокзал. Эх, тетка, если бы здесь было что фотографировать...


118:

Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Пинск.

Витебская область:
- Докшицы, Бегомль.
- Лепель.
- Чашники, Новолукомль.

Гомельская область:
- Гомель.

Гродненская область:
- Волковыск, Красносельский, Россь.
- Гродно.
- Дятлово.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин, Желудок.

Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин.
- Дзержинск.
- Логойск, Плещеницы, Хатынь.
- Марьина Горка, Руденск, Правдинский, Свислочь, Дружный.
- Минск, Заславль, Лесной.
- Молодечно.
- Слуцк.
- Смолевичи, Жодино, Зеленый Бор.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.

Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Могилев.

118, ляховичи, поездки

Previous post Next post
Up