Во второй половине 1970-х годов (по разным данным в 1976 или 1980) в Минске на перекрестке улиц Тимирязева и Орловской появилась АЗС с павильоном необычного вида. В народе эту заправку стали называться "финской" - по городской легенде, строилась она по финскому проекту. По малости лет я запомнил только АЗС на перекрестке с Орловской, но старшие и более наблюдательные товарищи
подсказали, что таких заправок в Минске и окрестностях было как минимум целых три - на той же Тимирязева напротив радиаторного завода существовало заведение, обслуживающее государственные машины, а третья станция расположилась на старой московской трассе в районе Смолевичей. Как установило следствие, "финскую" заправку на Тимирязева-Орловской снесли в 2003-2004 году, и к 2006-му на ее месте построили "Тойота Центр Минск" (владельцев которого вскоре посадили, боженька все помнит), "государственную" выпилили еще раньше, а вот загородная сохранилась до наших дней. Недели полторы назад я изучал Смолевичи, и заодно заскочил отснять уходящую натуру. По всему видно, жить ей осталось недолго.
Единственное прижизненное фото "финской" АЗС, которое удалось
обнаружить совместными усилиями в справочнике "Минск", 1983 года издания, где оно сопровождает статью "Автозаправочные станции". Из оной также можно выяснить, что в Минске начала 1980-х было 12 АЗС (три пригородные), и "финские" скорее всего носили номера 5, 7 и 11.
Фото в энциклопедии как раз смолевичской заправки. Сравните фотографии, снятые с разницей в 30 лет. Увы, убиты оказались оригинальные навесы над колонками и гораздо меньше стало машин, но мачта на заднем плане справа сохранилась, и лес подрос. И да, принадлежит АЗС уже не объединению "Белавтозаправка", а "Газпромнефти".
synthart любезно подсказал возможный источник вдохновения для авторов (финских?) проекта АЗС. Это
завод по разливу в бутылки рома "Бакарди", построенный известным испано-мексиканским архитектором Феликсом Канделой в 1958-60 гг. в пригороде Мехико Куаутитлане (соседнее административное здание для "Бакарди" в те же годы строил сам Мис ван дер Роэ).
Кандела был одним из пионеров использования гипаров (гиперболических парабалоидов) в конструкции зданий из монолитного железобетона, но он сам
признавался, что конкретно завод "Бакарди" строил под впечатлением от главного терминала международного аэропорта Сент-Луиса, построенного в 1956 году знаменитым японцем Минору Ямасаки, будущим автором башен-близнецов ВТЦ в Нью-Йорке.
Гипары одно время были модным увлечением в архитектурной среде, позволяя создавать футуристически выглядящие здания. Смотрите, например, рассказ
archigrafo о
ресторане "Зеерозе" в Потсдаме или, извините, мой отчет о
минском павильоне "Белэкспо" архитектора Леонарда Москалевича.
Ямасаки в Сент-Луисе, Кандела в Мехико и безвестный финн под Смолевичами - эволюция архитектурного образа, мда.
В павильоне помимо кассы и, как я понимаю, магазина запчастей, располагались СТО и мойка.
Судя по всему, здание собрано из металлоконструкций, а не из железобетона.
Состояние печальное, павильон полузаброшен, и жить ему осталось, думаю, совсем недолго. Закончит "Газпромнефть" ребрендинг доставшихся ей от "Славнефти" АЗС, снесет ржавую старушку и построит что-нибудь в современном стиле.
Но старые эти формы под определенными ракурсами все равно шикарны.
Запомним их хотя бы такими в эту осень патриарха всех наших АЗС.
В предыдущих сериях:
19.
Номенклатурные дома 1960-70-х гг.
18.
Комплекс учебных заведений на улицах Московской и Суражской.
17.
Комаровский рынок.
16.
Кинотеатр "Электрон".
15.
Кинотеатр "Дружба".
14.
Кинотеатр "Современник".
13.
Музей ВОВ.
12.
Театр музыкальной комедии.
11.
Инженерно-конструкторский корпус механического завода на улице Лещинского.
10.
Дворец молодежи.
9.
НИИ ЭВМ.
8.
Дома-кукурузы.
7.
Гостиница "Беларусь".
6.
Интернат консерватории.
5.
Крытый каток в парке Горького.
4.
Дом литератора.
3.
Университет физкультуры.
2.
Белэкспо.
1.
НИИ почвоведения и агрохимии.