В последней части смоленской серии - немного советского Смоленска (включая даже параллель с Минском), костел, ЦПКиО, дом специалистов и дом Парижской коммуны, церковь-планетарий и набережная Днепра.
Спускаться по Большой Советской было приятно, подниматься обратно - не очень, а надо было. На юге города остались непосмотренными небезынтересные кварталы в районе проспекта Гагарина.
Улица Октябрьской революции, неожиданно пешеходная на этом участке.
Из общественных зданий на ней скучный ангар кинотеатра "Современник"...
... и первозданно выглядящий смоленский ЦУМ, так похожий на ЦУМ в Минске до его реконструкции.
Сравните.
Еще тут же торгуют нашими колбасами. Вообще всего такого очень много: наша обувь, наша мебель, наш трикотаж. Последний
добрался даже до Урала.
Огромный Дом бытовых (в т.ч. интимных) услуг на перекрестке проспекта Гагарина и ул.Николаева. И опять с оригинальной вывеской, заповедник просто.
Рядом вдоль проспекта Гагарина - Дом специалистов (1934-36).
После дат постройки и "Дома специалистов" даже аккуратно поставили точки.
От перекрестка Гагарина-Николаева ул.Урицкого ведет прямо к смоленскому костелу. Трехминутную дорогу скрашивает пожарная часть с ценным советским артефактом в виде телефонного диска на фасаде.
Около артефакта стоит пожарная машина-памятник ("борцам огненного фронта Смоленщины"). Вообще первый раз такую разновидность памятников вижу.
Ну и костел Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Здание было построено в 1884-96 гг. (арх. М.Мейшнер) и стало одним из первых в Российской империи экземпляров неоготического стиля в костельной архитектуре, так широкого распространившегося в начале XX вв. Сейчас здесь областной архив, усилия местной парафии по возвращении себе костела пока безрезультатны.
Высокие технологии поработили город.
Посмотрев на костел, я решил, что хватит и пора направить стопы к вокзалу. Парковка для колясок у детской поликлиники.
По пути решил утолить жажду на лавочке у Стены, тут же нарисовались менты, и в ходе беседы с ними выяснилось, что в Смоленске в общественных местах пить пиво запрещается. Пришлось завершать начатое в глухих антиобщественных уголках Лопатинского сада, городского парка в пределах Старого города. Вид в сторону центрального входа в сад, за моей спиной площадь Ленина.
Оформление центрального входа не лишено некоторого изящества.
Внутри все довольно приятно: старый Королевский бастион времен Речи Посполитой, каналы с водой, мостики с замками брачующихся и все такое.
Это назвается "Арка со львом". Напротив еще есть "Арка со львицей".
В центре Лопатинского сада стоит памятник защитникам Смоленска 1812 года, чугунный обелиск в весьма соборно-православном стиле (1841). Его близнецы примерно в те же годы были установлены еще в Полоцке, Ковне, Малоярославце (Калужская область) и Красном (Смоленская область). Из оригинальных памятников уцелел только смоленский, в этом году зачем-то восстановили еще полоцкий.
Еще один привет из прошлой жизни. Висел прямо на стене дома.
Пожалуй, единственный пример интересного позднего соварха, обнаруженный мной в центре города. В этом смысле Смоленск выглядит бедно.
Вознесенский собор одноименного женского монастыря (1692-96). Креста на основном куполе нет, в здании располагался выставочный зал Смоленского музея-заповедника.
Вероятно, внутри экспозиция, посвященная Сергею Конёнкову, уж очень выставленные в палисаднике работы похожи на его творчество. Конёнков, человек интересной судьбы, был не только потомственным крестьянином, ставшим скульптором, он не только сбежал в 1923 году в Нью-Йорк и вернулся оттуда спустя 22 года на лично присланном Сталиным пароходе, он был не только Героем Соцтруда, лауреатом Ленинской премии, народным художником СССР, членом Академии художеств и прочая. Он был ко всему прочему эротоманом, прожил 97 лет, а его супруга в период их жизни в Америке имела регулярную любовную связь с Эйнштейном. Наконец, Конёнков был весьма бородат.
Во дворах за Вознесенским собором возможно самая недооцененная достопримечательность Смоленска - жилой дом-башня имени Парижской коммуны (1931-33, арх. Олег Вутке). Заброшенное с конца 1980-х гг., оно поражает необычной колористикой фасадов.
Пора спускаться к Днепру. Это лучше делать не улицами, а переулками, например около Большой Советской. Упираешься в церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1795-1811), построенной на месте Днепровских ворот, главных ворот Смоленской крепостной стены. За ними Днепр и путь на Москву.
А можно спускаться еще более затерянными улицами, например Войкова. Здесь и местный житель раз в полчаса проходит.
В один прекрасный момент даже асфальт пропадает и показывается вечная брусчатка.
По дороге натыкаешься на Планетарий в Воскресенской церкви 1765 года. Похожую ситуацию видел и во Владимире.
Наконец, набережная. Не слишком благоустроенная, но опять же благодаря Стене мало с чем сравнимая в плане пейзажа. Вдалеке все та же церковь Смоленской иконы и башня Волкова за ней.
Этот же участок с внутренней стороны. Где-то здесь есть музей водки. Я был в Смоленске один и решил, что одному там скучно.
Можно оценить толщину Стены и трещину ровно по ее середине.
Заднепровье с Нижненикольской церковью.
Возвращался на вокзал я той же дорогой, которой шел и утром. Солнце было за моей спиной, на западе, и на этот раз не мешало.
Соборная гора.
В центре церковь Смоленской иконы и башня Волкова. За мостом и проемом в Стене начинается Большая Советская. У самого левого края виден фрагмент круглой Красной башни. Также хорошо заметен наклонный участок Стены, башня Веселуха с высоким шатром наверху и Покровская семинарская церковь перед ней. Открыточный смоленский пейзаж.
И еще раз две привокзальные церкви. Слева Варваринская, перестроенная из дворца униатского архиепископа Смоленска, справа - домонгольская Петропавловская, плод трудов Петра Барановского.
Напоследок, пригородный вокзал Смоленска, который я в первом посте не показывал.
А потом я сел в общий вагон поезда №307 "Смоленск-Брест" и через 4,5 часа был в Минске. В Смоленске я пробыл ровно половину суток.
В предыдущих сериях:
1.
Пилот.
2.
Вдоль Стены.
3.
На восток.
4.
На Стене.
5.
Парадный центр.
6.
Большая Советская и Соборная гора.