Смоленск. Один из древнейших кривичских городов (первое упоминание под 862 годом, в один год с Полоцком), в раннее средневековье один из крупнейших городов региона (по некоторым данным, к началу XIII века здесь жило до 40 тысяч человек), на протяжении 260 лет центр собственного Великого княжества, на рубеже XIV-XV вв. и на следующие 250 лет все-таки ставший ставший жертвой внимания более удачливых соседей, Великих княжеств Литовского и Московского и их преемников, очередной трофей и очередной триумф Витовта, таки взявшего город в июне 1404-го. Затем было 110 лет в составе ВКЛ и четырехдневный штурм войсками Василия III в июле-августе 1514 года. Чтобы навсегда закрепить город за уже царством Русским, последний из Рюриковичей Федор Иоаннович предпринял крупный и по сегодняшним меркам градостроительный прожект. Всего за семь лет (1595-1602) город был обнесен 6,5-километровой кирпичной стеной высотой до 19 метров и толщиной до 5-ти с 37 башнями. Результат же этих циклопических по меркам XVII века усилий пусть и с трудом, после 20-месячной осады, в 1611 году достался Речи Посполитой. Еще на 43 года.
Смоленская крепостная стена сохранилась конечно не полностью. Из 37 башен уцелели 17, от западной стены практически ничего не осталось, южная и северная дошла фрагментами разной протяженности, более-менее полностью сохранился восточный участок. Впечатляет, впрочем, и это. В сегодняшней серии - недлинный поход вдоль улицы Дзержинского и остатков южной Стены.
Макет Смоленской крепостной стены. На переднем плане восточная (слева) и северная (справа) стороны. В центре северного участка, выходящего на Днепр, заметна не сохранившаяся главная Фроловская (Днепровская) воротная башня - здесь был выезд на Москву. Внутри оборонительных укреплений на одном из холмов стоит макет Успенского собора, в том его виде, в каком он изображен на плане Смоленска работы В.Гондиуса 1634-36 гг., как я понимаю, единственном сохранившемся изображении оригинального здания XII века. При этом изображении достаточно условном - следует понимать, что собор достаточно сильно поврежден во время пресловутого взрыва порохового погреба при осаде города войсками Речи Посполитой 1611 года. Сейчас остатки собора Мономаха находятся под куда более крупным зданием XVII-XVIII вв., и поэтому реконструкция первоначального облика главного христианского храма Смоленска хотя бы с привлечением археологических исследований, представляется практически невозможной.
Фото
отсюда.
Итак, первая из южных башен, Копытенская воротная, крупным планом была на финальной фотографии предыдущей серии. Здесь она слева вдалеке со следующим участком Стены и башней Бублейка (на переднем плане). Обратите внимание, что внизу сооружение сложено из блоков белого камня, который только затем сменяется красным кирпичом.
Башни Копытенская и Бублейка начала XVII века и телевизионная башня второй половины XX века. Улица Дзержинского слева, справа - территория Старого Смоленска, которая и была окружена Стеной.
Далее небольшой фрагмент с многогранной Громовой башней, около которой в 1991 году поставили памятник Федору Коню (скульптор - народный художник СССР Олег Комов, арх. А.Анипко), строителю Стены. В самой башне сейчас музей крепости.
Панорама южного участка.
Теперь повернемся на 180 градусов и посмотрим, чем богата улица Дзержинского. Выйдя из поезда, я вообще-то полагал, что Смоленск будет достаточно депрессивным городом, в котором более-менее современная застройка меркнет перед уцелевшими многовековыми достопримечательностями. Ошибся, оказалось, что здесь есть очень достойный для облцентра с трехсоттысячным населением сталианс, много конструктивизма, интересная дореволюционщина, разве что сколь нибудь примечательного позднего соварха я не увидел, но абсолютному большинству туристов на него и наплевать. Даже отминусовав крепость и многочисленные церкви, у Смоленска как города все равно очень насыщенная, харизматичная атмосфера, здесь приятно просто гулять по улицам. Дзержинского 15.
В этом крупном конструктивистском здании (Дзержинского 13) разместилось областное УВД.
Оно же с другого ракурса. На камне справа надпись "Аллея посажена ветеранами комсомола и молодежью Смоленщины в день 90-летия ВЛКСМ, ноябрь 2008". Красный пояс, чё.
Икорная лавка папы Юры.
Дзержинского 11, еще конструктивизм, очень стильный в своем минимализме.
Далее нечетную сторону улицы Дзержинского составляет фронт монументальных зданий 1950-х годов работы архитектора Даниила Коноваленко.
Угловое здание, Дзержинского 9, имеет выгнутую форму с рустом на нижние два этажа и целым набором иных декоративных элементов.
Дзержинского 7, тут просто архитипичный пример освоения классического наследия.
Напротив вдоль очередного участка Стены сквер памяти войны 1812 года с бюстами ее героев.
Очередная башня - четырехугольная Донец. У левого края за ней заметен фрагмент Громовой.
Т.н. "памятник с орлами", поставленный в 1913 году к 100-летию Отечественной войны 1812 года (автор - инженер-подполковник Н.С. Шуцман, скульптор С.Р. Надольский).
Два орла, символизирующие армии под командованием Барклая-де-Толли и Багратиона, защищают, так сказать, гнездо от прущего вверх ненавистного галла. Памятник очень экспрессивный, мне понравился.
Здание справа - музей ВОВ.
Перед жилым домом (Дзержинского 5) можно рассмотреть бюст Кутузова.
Наконец, Дзержинского 3, бывшее здание редакции газеты "Красноармейская правда", сейчас поликлиника. Судя по цифрам на фронтоне 1936 года постройки.
Здесь улица Дзержинского вливается в бывшую площадь Смирнова, в прошлом году переименованную в Победы. О ней и о походе к наиболее уцелевшему восточному участку Стены, через который по иронии судьбы и прорвались в город войска Якуба Потоцкого 13 июня 1611 года, в следующей серии.
В предыдущих сериях:
1.
Пилот.