440 лет вместе (с перерывами)

Jul 01, 2009 13:13

Сегодня исполняется 440 лет ратификации Люблинской унии.



Берем знаменитую картину Яна Матейки, написанную к 300-летию события и с помощью польской педивикии препарируем ее.



Действие разворачивается, напомню, в 1569 году.

- В центре в шубе, бороде и с распятием стоит польский король и великий князь литовский Жыгимонт Август, он же Сигизмунд, он же Зыгмунт, он же Жыгимонтас.
- Справа от бывшего мужа Барбары Радзивилл в шапке, придерживая Библию - примас Польши архиепископ Гнезненский Якуб Уханьский.
- Перед примасом Уханьским стоит на колене, одну руку положив на Библию, а второй прижав к себе драгоценный сверток с Унией, каштелян Краковский Мартин Зборовский, в свое время участвовавший в битве под Оршей, но к моменту подписания унии уже четыре года как преставившийся.
- За примасом текст присяги в митре читает епископ Краковский Филипп Падневский.
- Самый интересный для нас персонаж находится чуть правее мертвого, но присягающего каштеляна Зборовского - также на коленях с обнаженным мечом канцлер великий литовский Миколай Радзивилл Рыжий действительно с огненной шевелюрой и бородой. Брат Барбары Радзивилл был единственным сенатором Великого княжества, не подписавшим Унию, и вытянутый меч должен символизировать, что потеря ВКЛ своей самостоятельности глубоко ему противна, и он просто недоумевает, но, однако, на коленях.
- Еще один коленопреклоненный, но уже седовласый мужик виден сразу за рыжим Радзивиллом. Это Миколай Милецкий, на момент Унии каштелян Войничский, но он так активно поддерживал Жыгимонта в Люблине, что в том же году стал воеводой Подольским. На картине, однако, Милецкий держит в правой руке гетманскую булаву, а гетманом великим коронным он стал только через 9 лет после подписания Унии.
- У правого края картины видна стоящая девица в короне. Это Анна Ягеллонка, сестра ЖА, и будущая супруга Стефана Батория. Мало того, что в 1569 году ей было 46 лет, что несколько не согласуется с образом, преподнесенным Матейко, так ее еще совершенно точно в Люблине вообще не было.
- Теперь левая сторона картины. На переднем плане в кресле и темно-синих одеяниях сидит епископ Виленский Валериан Протасевич, основатель виленского университета. В подготовке Унии он принимал участие, но на сейме в Люблине его не было. За руку престарелого Протасевича поддерживает Ян Лаский, известный протестантский деятель, умерший еще в 1560 году. Почему его Матейко включил в свою фантастическую картину неизвестно: может потому, что Лаский был секретарем Жыгимонта, а может как символ религиозной толерантности государства.
- Чуть левее и дальше Протасевича старикан в красном - кардинал Станислав Гозий, один из соратников короля. Рядом с Гозием, опершись на его кресло, стоит Лукаш Горка, воевода Познаньский, которого также в Люблине в 1569 не было.
- У самого левого края картины по центру стоит с посохом бородач, увы наполовину обрезанный на этой фотографии. Это Ян Фирлей, маршалок великий коронный.
- В левом верхнем углу видно (с поднятой рукой) приносящего присягу князя Прусского Альбрехта Фридриха Гогенцоллерна (Пруссия тогда находилась в ленной зависимости от Польши). Проблема в том, что Гогенцоллерну в 1569-м было 16 лет, а на картине ему так глубоко за 40.

Как хорошо, что изобрели фотографию.

В следующем же году 600-летний юбилей Грюнвальда. Я уже потихоньку планирую на 2010-й большой трип по северной Польше, обязательно заеду и туда.

А тем временем в Новогрудке готовятся к празднованию 965-летия города, первой столицы Великого княжества Литовского. В программе конференция «Роль и место Новогрудка в истории Европы» и концерт Александра Солодухи.

беларусь, польша

Previous post Next post
Up