В "Ежедневнике" вышла статья про грядущую реконструкцию Красного костела в Минске.
Главная идея благоустройства, по словам зодчего, - раскрытие храма. Поэтому архитекторы делают неожиданный ход: ставят костел на пьедестал, к которому восходят широкие ступени. Попасть в здание можно будет с любой точки площади Независимости. «Большинство католических храмов, таких, например, как собор Святого Петра в Риме, стоят на постаментах, они открыты городу и людям. И наш будет», - уверяет Леонид Левин.
100 лет в достойном окружении
Елена САДОВСКАЯ
Свое столетие в 2010 г. архитектурная жемчужина Минска, символ столицы - костел святых Симона и Елены на площади Независимости будет встречать в другой оправе - как внешней, так и внутренней.
Костел снаружи…
Как стало известно «Е:Недвижимости», в настоящее время готовится проект благоустройства территории, примыкающей к храму. Над поиском гармоничного образа «окружения» Красного костела трудится творческая мастерская, возглавляемая заслуженным архитектором Республики Беларусь, лауреатом Ленинской премии Леонидом Левиным. Заказчиком проектирования выступает руководство римско-католического прихода костела. Ожидается, что в ближайшие месяц-два эскизный проект будет передан на утверждение.
Как подчеркнул в беседе с корреспондентом «Е:Недвижимости» Леонид ЛЕВИН, к данному объекту у архитекторов отношение особое, «потому что он имеет свою историю и находится на центральной площади Минска». Поэтому тщательному пересмотру подверглась концепция благоустройства архитектурного памятника. «Сегодня он стоит на каких-то обрывках подпорных стен, притом они не несут исторической ценности, так как были сложены позднее, - рассказывает Леонид Менделевич. - У научного руководителя проекта Людмилы Ивановой (она же выступает научным руководителем реконструкции Купаловского театра, а до этого курировала вопросы реставрации здания Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси. - Прим. Е.С.) были возражения по ограждениям. Она предлагала восстановить все, как было прежде. И это нормально. Я сам придерживаюсь принципа сохранения старины. Но раньше здесь была другая зона. Сегодня же костел стоит на главной площади. И помимо того, что это культовое сооружение, он осуществляет еще и общественную функцию - там проходит ряд культурно-массовых мероприятий. У руководства прихода есть намерение поставить орган, вынести действие на открытую площадку. Поэтому замечания научного руководителя я удовлетворяю и 70% ограды отреставрирую. Но она будет с обратной стороны храма».
Главная идея благоустройства, по словам зодчего, - раскрытие храма. Поэтому архитекторы делают неожиданный ход: ставят костел на пьедестал, к которому восходят широкие ступени. Попасть в здание можно будет с любой точки площади Независимости. «Большинство католических храмов, таких, например, как собор Святого Петра в Риме, стоят на постаментах, они открыты городу и людям. И наш будет», - уверяет Леонид Левин.
Архитекторы ведут поиск цветового и образного решения мощения территории у храма. И пока склоняются к тому, что она будет уложена мелкоштучной плиткой зеленого и золотого оттенков. «Зеленый цвет потому, что костел - это природа духа человеческого, он тоже как бы из земли вышел. А золото всегда воспринимается торжественно. От красного мы отказались, потому что сам костел такого цвета, есть элементы красного оттенка в плиточном мощении площади, особенно на подходах к главному входу, со стороны Комитета архитектуры. Ну, не серый же класть! И так весь город им покрыт», - говорит автор.
По задумке зодчих, вокруг здания будет не просто отмостка, а шикарные цветники. Леониду Менделевичу костел видится в обрамлении красных цветов: «Они как венок любви прихожан к своему храму».
По всему периметру территории, особенно с обратной стороны храма, в дополнение к существующим посадят новые деревья. Подле них устроят места для отдыха, где прихожане смогут присесть и в прохладной сени зеленых крон предаться размышлениям о вечном. Не забыли архитекторы и о людях с ограниченными возможностями. Для них предусмотрены пандусы.
«То есть мы хотим освободиться от всего доморощенного, оставшегося от прошлого. Не с точки зрения все переделать, а именно придать этому памятнику современный, интеллигентный и культурный вид», - подчеркнул мэтр.
…и внутри
С середины зимы внутри храма ведутся ремонтные работы. Рабочие ООО «СомСтрой» счищают слои старой штукатурки и наносят новую, белоснежную. По их словам, работы будут проходить поэтапно по всему внутреннему периметру здания. При этом костел на время ремонта останется действующим. Сейчас выполнена реконструкция входной зоны, галереи в левом флигеле здания.
На основании какого проекта проводятся строительные работы, «Е:Недвижимость» поинтересовалась у научного руководителя костела святых Симона и Елены, начальника архитектурно-реставрационного отдела «Проектреставрации» Людмилы ИВАНОВОЙ. Вопрос застал ее врасплох: «Договор на проведение надзора за работами со мной заключен не был. Хорошо, что сказали. Схожу, посмотрю. Там слой ценной росписи, мы не успели ее восстановить. Хотя бы не посчищали его…».
О том, что происходит в храме, «Е:Недвижимости» рассказывает настоятель Красного костела Владислав ЗАВАЛЬНЮК:
- Сейчас мы потихоньку своими силами делаем капитальный ремонт. Памятнику архитектуры в следующем году исполняется 100 лет. И за это время в нем не было ни одного капремонта. Все
его использовали, насиловали, брали, ломали, под себя перестраивали. А чтобы вложить в него - так нет. В костеле все обветшало, многое нужно менять. В подвальных помещениях протекают фундаменты. Сначала ремонт сделали там, потом в галерее. Заменили стеклопакеты на первом этаже, сейчас переходим на второй. Параллельно проводим подготовку поверхности стен - счищаем слои старой краски, простукиваем кирпич, чтобы не было пустот, и, если стена хорошая, наносим основу для будущей росписи. К своему столетию храм внутри будет полностью белым с некоторыми золотыми штрихами. Найдем спонсоров - пригласим художников, чтобы его расписать.
- А чем не устраивает нынешняя живопись?
- А это никакая не живопись. Абсолютно. Это обои. В 1990-х годах, когда нам передали костел, мы делали трафарет, накладывали его и расписывали то золотым, то синим, то красным. У любого человека спросите - ему не нравится костел внутри. Очень активный цвет, глазу не на чем задержаться. А я хочу, чтобы были спокойные тона. Чтобы можно было чувствовать, что ты в храме находишься, в святом месте. Ведь здесь нет ни одной иконописи! Что это за церковь, в которой нет ни одного лика святого? А витражи? Ведь все они на спортивную тематику - какие-то восьмерки на них, олимпийские кольца. Достались храму еще от находившегося здесь в советское время Дома кино. Их мы стопроцентно будем менять. Есть у меня задумка в алтарной части выложить мозаику «Тайная Вечеря» размером 2,5 х 10 м. А свод над ней украсить росписью «Бог Отец Вседержитель».
- Но историков тревожит, что при проведении работ может повредиться слой ценных фресок…
- До первых слоев штукатурки никто добираться не собирается. Зачем они мне? Если мы их в 1990-х не вскрыли, то сейчас и подавно не будем. Так что пусть там и остаются. И здесь я ничего не нарушаю. К тому же так в строительных лесах храм десятилетия простоять может! Денег-то нет. За 20 лет мы от государства ни гроша не получили. Может, какой-нибудь спонсор и хотел бы нам помочь. Но все боятся, что им увеличат налоги: «А, раз ты помогаешь костелу, значит, имеешь деньги…» Все, на что живет храм, - пожертвования пенсионеров и сборы в кружку...