В январе 1688 года могилевский лавник Трофим Девульский, следуя на сейм в Гродно, остановился и купил "в Жодзинай слабаде" обед, пиво и сено. Той же зимой, в феврале, служащий могилевского магистрата С.Деменцевич тоже останавливался здесь и брал пироги и сено. Спустя 10 лет через Жодино в Москву проезжал секретарь австрийского посольства Иоганн Георг Корб. В своем дневнике он в частности негодовал по поводу грязи в одной смолевичской корчме, что вынудило его отложить богослужение до обеда в "городке, который называется одними Жодин, а другими Богуслав".
Таковы первые упоминания топонима "Жодино" в письменных источниках, но не случайно австрийский дипломат заметил, что это местечко имело еще и другое название. Сейчас годом основания 60-тысячного города в 50 километрах от Минска считается не 1688-й, а 1643-й, когда по приказу князя Богуслава Радзивилла на восточной окраине его имения Смолевичи прямо на тракте, соединявшем Борисов и Минск, было заложено новое поселение, получившее в честь владельца имя - Богуслав Поле. Первоначальное название в итоге не прижилось, и Богуслав Поле благодаря местной речушке Жодинке со временем стало именоваться Жодинская слобода, Жодин и, наконец, Жодино. Это небольшое местечко принадлежало Радзивиллам до 1828 года, затем вместе со значительной частью других владений несвижской ветви магнатской семьи перешло к князю Витгенштейну, потом к князу Гогенлоэ, при котором огромное смолевичское имение и было постепенно распродано.
Возможно Жодино так и осталось бы захудалым поселком, если бы не решение построить здесь завод по производству большегрузной техники. Сейчас Жодино и БелАЗ - понятия неразделимые. Сложно поверить, что этот промышленный город, где мне не встретилось ни одного очевидно довоенного здания, имеет 365-летнюю историю.
Герб Жодино получил в 1998 году. В красном поле варяжского щита серебряная женская фигура, держащая в руках щит того же металла, в котором три черных охотничьих рожка (радзивилловский герб "Трубы").
Сейчас Жодино на треть состоит из частного сектора, на треть - из аккуратного спального гетто, а оставшуюся треть занимают промзоны различной степени брутальности.
Железная дорога делит город на неравные половины.
Типовой сталинский вокзальчик конечно никак не соответствует нынешним размерам города. Находится он в запредельных ебенях, и дорога в центр в морозное январское утро превращается в небольшой подвиг. В город же удобнее попадать через станцию "Жодино-южное".
Зато по дороге от главного вокзала можно насладиться уходящими в бесконечность цехами БелАЗа.
И в конце концов образцом его продукции, покрашенным серебряной краской.
Интересный факт. Обнадеживающие слухи о том, что в Жодино "Белазы" спокойно разъезжают по мирным улицам спящего города, оказались сильно преувеличены. Кроме памятника, ни одной машины я так и не увидел.
Пастораль.
В районе современного белазовского заводоуправления есть небольшой квартал сталинок, появившихся когда завод только строили.
Бульвар, который начинается от здания на предыдущем снимке, в конце концов упирается в типовой заводской дом культуры.
И в Ленина перед ним.
Из-за неудачного освещения на фоте скорее темное пятно на голубом фоне, чем Ленин, но это действительно он.
Так застроена площадь перед ДК.
В остальном же город выглядит примерно так...
...так...
... или так.
Впрочем, по-настоящему пытливый ум разглядит своеобразную прелесть и в нагромождении железобетонных плит.
Еще в Жодино можно встретить обычную для наших городов пропаганду, правда здесь с элементами мракобесия.
Некоторые тексты заставляют задуматься над использованными в них конструкциями.
Задуматься над смыслом сделанного приходится и в сквере у памятника грузовику.
Центры отправления культа в Жодино располагаются на окраине. Вот из-за холма торчит верхушка костела Богоматери Фатимской.
Через поле от него уже православная церковь Богоматери-избавительницы.
И тот, и другая стоят на проспекте, названном в честь французского побратима Жодино. "Проспект" больше напоминает шоссе местного значения.
Здесь же главная официальная достопримечательность города. Памятник А.Куприяновой, пятеро сыновей которой погибли на фронте. Монумент (скульп. А. Заспицкий, И. Миско, Н. Рыженков, арх. О. Трофимчук) получил в 1977 году Госпремию СССР.
У главного городского универмага неплохо сохранилась как бы своеобразная мозаика из прошлой жизни.
Жесточайшая конкуренция.
Традиционный въездной знак.
Вот такой вот город Жодино. Вряд ли я там окажусь когда-нибудь еще.