Sidi Али аль-Ираки аль-Хусайни, да хранит его Аллах, в своём толковании суры «аль-Фатиха» говорит:
Бисмиллях валь хамдулиллях ва-с-саляту ва салам аля сайидина Расулюллах.
Во имя Аллаха, слава Аллаху, и мир и благословение господину нашему Пророку Аллаха.
Буквальный смысл арабского слова «фатиха» - «то, что открывает». Сура названа «аль-Фатиха» по причине того, что она открывает Книгу Аллаха. Также она получила ещё около двадцати названий.
Среди этих имён есть следующие: «открывающая книгу» (фатихатуль-Китаб), «Матерь Корана» (Уммуль-Кур’ан), «Сокровище» (аль-Канз), «Достаточное» (аль-Кафиа), «Излечение» (аш-Шафиа) и др.
Это мекканская сура, то есть, она была ниспослана в Мекке. Однако есть учёные, которые говорят, что это мединская, ниспосланная в Медине, сура. Некоторые другие комментаторы считают, что она ниспосылалась дважды: один раз в Мекке, когда молитва стала обязательной, а другой раз в Медине, когда была изменена кыбла. Тем не менее, первое мнение является наиболее сильным.
Согласно консенсусу исламских учёных, число её аятов равно семи. Однако есть расхождения во мнениях по вопросу о том, как считать эти аяты, а именно, включать или не включать в это число «басмаллу» (формулу «во имя Аллаха Милостивого Милосердного») и считать ли её отдельным аятом.
Если «басмаллу» считать одним из аятов суры «аль-Фатиха», то седьмым её аятом будет тот, который начинается со слов «путём тех, кого Ты облагодетельствовал». В противном случае, седьмым аятом будет тот, что звучит: «Не (путём) тех, кто находится под гневом», - и до конца.
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» (басмалла) - эти слова, по мнению имама Малика, да будет доволен им Аллах, не являются аятом из Фатихи. Поэтому он считал нежелательным (макрух) её чтение во время обязательной молитвы.
Что касается имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, то он считал «басмаллу» аятом суры «аль-Фатиха», поэтому он считает обязательным читать её вслух в громкой молитве и про себя в тихой молитве.
Имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, не считал «басмаллу» аятом суры «аль-Фатиха», но согласно его мнению, её надо читать про себя как в громких, так и в тихих молитвах.
Слово «скажи» предполагается некоторыми комментаторами в начале суры, с тем, чтобы рассматривать её всю как слова, произносимые рабами Божьими. В ином случае, три первых стиха, как считается, Аллах говорит, характеризуя Себя, а остальные, следовательно, произносятся Его рабами.
«Хвала Аллаху, Господу миров»
Словосочетание «аль-хамду лиллах» может быть также переведено, как «хвала - у Аллаха». Оба предикативных предложения предназначены для восхваления Аллаха, так как только Он, во-первых: достоин хвалы, и, во-вторых: является обладателем хвалы от всех творений.
«Аллах» - это имя собственное Того Единственного, Кто достоин поклонения.
Слово «рабб», переведённое здесь, как «Господь», означает, кроме всего прочего, «Властелин», «Бог», «Преобразователь». Таким образом, словосочетание «Господь Миров» означает, что Аллах является Властелином всех существ, будь то люди, джинны, ангелы, животные, растения или другие инертные создания.
Каждый вид творений называется «миром». Аллах избрал слово «аламиин», стоящее во множественном числе мужского рода, вместо множественного ломаного «а'лаам», так как слова во множественном числе часто используются для обозначения разумных существ. Что касается слова «аламиин», то это - множественное число от «алам». Оно заключает в себе значение «алама», то есть знамение. Это объясняется тем, что, в сущности, миры - не что иное, как знамения, указывающие на их Создателя.
«Милостивому, Милосердному»
Прилагательные «ар-Рахман» и «ар-Рахим» стоят в превосходной форме. Оба они происходят из корня «рхм», смысл которого - «делать или желать добро для кого-либо». От этого же корня происходит слово «рахм» - матка - место, где человек хранится защищённым и питаемым материнской теплотой во время первых фаз своего существования. Именно поэтому женщину, в ее материнском измерении, считают самым высоким проявлением божественного атрибута милосердия. Это означает иметь «рахма» - высшую форму милосердия или сострадания. Обратите внимание, что прежде, чем Аллах описывает Себя как Милосердного и Милостивого, Он говорит о Себе как о Господе миров. Этим указывается, что суверенитет и абсолютное господство принадлежат только Аллаху, Который проявляет Свою власть, как Он хочет, без отчета за это перед кем-либо, но все мы должны будем держать отчет перед Ним. Тем не менее, Аллах сообщает нам, что Его мощность применяется с Милосердием и Состраданием ко всем Его творениям в целом («ар-Рахман»), а также к верующим в особенности («ар-Рахим»).
«Царю в День Суда»
Хотя царство Аллаха вечно, здесь содержится определённый намёк на Судный день, потому что в этот день царство, которое есть и всегда было у Аллаха, будет подтверждено всеми творениями. Когда покровы, которые охватывают нашу уверенность, будут удалены, станет очевидно, что царство не принадлежит, и никогда не принадлежало никому, кроме Аллаха. Тогда все, верующие и неверующие, ясно увидят и узнают, что Царь - это Аллах. Между тем, в этой жизни неверующие упорствуют в отрицании царства Аллаха и в приписывании его другим. Надо добавить, что, в соответствии с другими наставлениями, вместо «малик» (царь) это слово читается следующим образом: «Малик» (Властелин), и, следовательно, смысл аята таков: «Властелин Судного дня».
«Тебе (Одному) мы поклоняемся, и Тебя (Одного) мы просим о помощи»
После упоминания Божественных атрибутов, Его величия и похвалы, устанавливаются отношения между Ним и Его рабами. Онтологический порядок устанавливается сначала утверждением истинности Абсолютного Существа, чтобы затем прийти к деонтологическому уровню создания связи между Творцом и Абсолютным Господом, и человеком.
С другой стороны, присутствует прогресс от отсутствия к присутствию, от отстранения к интимному диалогу. Аллах учит Своих рабов тому, как восхваление Его языком и сердцем, и размышление о бесконечной силе Его Владычества вызывает у раба импульс, который возвышает его к стоянке близости и беседы, называемой «Ихсан», на которой присутствие Аллаха становится доступным в его сердце. . Заметим также, что слова "поклоняемся" (на'буду) и "просим о помощи" (наста'ин) находятся во множественном числе, что наделяет сильным общинным смыслом акт поклонения. Из существующего порядка, в котором сначала упоминается поклонение Аллаху, а затем просится Его помощь, ясно, что для того, чтобы заслужить его помощь, мы сперва должны поклоняться Ему и только Ему.
«Веди нас Прямым Путём»
Слова «ихдина-с-сирата-ль-мустакым» означают «веди нас прямым путём», а также «веди нас далее прямым путем». Второе значение, в данном случае, подходит больше, поскольку это - обращение верующих, которые уже находятся на прямом пути, то есть в Исламе, но хотят оставаться на нём и пройти его весь.
«Путём тех, кого Ты облагодетельствовал»
Речь идёт о верующих. Согласно другому мнению, имеются в виду пророки, праведники, погибшие на пути Аллаха (шахиды), и святые (салихин). Согласно третьему мнению, эти слова относится к последователям Моисея и Иисуса, жившим прежде, чем послания этих Пророков были искажены и отменены. Это указание на Божественную благосклонность к искренним и твёрдым в своих убеждениях верующим.
«Не (путём) тех, кто находится под гневом, и не заблудших»
То, что здесь подразумевается под «гневом Аллаха», в данном случае является Его возмездием. Обратите внимание: когда говорится о добродетельных качествах, Аллах описывается ими, если же говорится о недостатках - таких как гнев или заблуждение - Аллах НЕ описывается ими прямо. Это не значит, что зло не было создано Им, скорее, это значит, что из уважения к Нему, мы описываем Его только добром.
Все комментаторы единогласны в том, что «те, кто находится под гневом» - это иудеи, а «заблудшие» - это христиане. И Аллах знает, что является правильным.
Да благословит Аллах и приветствует нашего Господина Мухаммада, его семью и сподвижников. Достаточно нам Аллаха и на Него мы уповаем. Нет мощи и силы, ни у кого кроме Аллаха, Великого Возвышенного.