Шейх Мухаммад ибн аль-Хабиб

Jan 27, 2010 15:26





(1295/1876-1391/1971)



Его происхождение

Саййиди Мухаммад ибн аль-Хабиб ибн ас-Сиддык аль-Амгари аль-Идриси аль-Хасани (1295 г. х. / 1876 г. н. э. - 1391 г. х. / 1971 г. н. э.) был благородным суфием, шарифом, наставником, проводником к Аллаху, шейхом тариката Даркавийя и эпонимом суфийского братства Хабибийя (ответвление Шазилийи-Даркавийи). Его предки родом из Марракеша, и он связан родством с Мулаем ‘Абдаллахом Амгаром (Есть информация, что это может быть sidi Хусайн), потомком линии Сайидов, восходящей к имамам ‘Али ибн Абу Талибу и Хасану, похороненным в Тамслоте, возле Марракеша. Эта ветвь семьи иммигрировала в Тафилалат и поселилась там. Его отец переселился в Фес, где до сих пор еще живут его потомки.

Его рождение и начальное образование

Шейх родился в городе Фес, колыбели знаний и кладезе гнозиса, в 1295 г. х. / 1876 г. н. э.. В надлежащем возрасте он отправился в коранический куттаб в «Кантара Абу ар-Ру’ус», что в квартале Шарабилийин, где прошёл обучение основам чтения, письма и рецитации Священного Корана у факиха и праведного вали sidi Хашими ас-Санхаджи. Также он учился у факиха sidi Ахмада аль-Филяли в школе «Касба Наввар» и выучил с ним наизусть Коран.

Его последующее образование и обучение

По завершении своего обучения в коранической школе, он покинул её и начал впитывать нектар надежного образования и полезного знания из незамутненных источников. Это было около 1312 г. х. / 1894 г. н. э.. В мечети «Абу аль-Джунуд» в Фесе он обучался чистой рецитации Корана у прославленного факиха sidi Махмада аль-Ирари, сосредоточенно осваивал трактаты «Аджрумийя» (знаменитый труд по грамматике, написанный Ибн Аджрумом ас-Санхаджи), «Альфийя» (трактата по грамматике из тысячи стихов Джамаладдина ибн Малика), «Ас-Суллям» Баннани,  «Шамаиль ар-Расуль» («Прекрасные качества Пророка») Хакима ат-Тирмизи.

В то же самое время в широко известной мечети «Каравийин» под началом факиха и шейха общины sidi Ахмада ибн аль-Джилали аль-Амгари он постигал «Мухтасар» Халиля (краткое руководство по маликитскому праву, написанное Халилом ибн Исхаком аль-Джунди), а также комментарии к нему аз-Заркани, Баннани и аль-Хараши.

Под руководством факиха sidi Абу Бакра ибн аль-‘Араби Баннани он изучал трактат «Тухфа» с комментариями шейха Тауди ибн Сауда и «Собрание адабов учителя и ученика» шейха Халиля.

Вместе с факихом sidi Ахмадом ибн аль-Хайатом аз-Заргари он выучил часть великого сборника «Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари и «Китаб аль-Хикам» Ибн ‘Атаиллаха аль-Искандари.

С sidi ‘Абдуссаламом аль-Хувари он изучал книгу «Аз-Заккакийя» (дидактическая поэма о маликитском праве, написанная Абу ‘Али Хасаном ат-Туджиби) с примечаниями, которые шейх написал для себя.

С sidi аль-Макуди он изучил трактат «Альфийя», а с факихом sidi Халилем аль-Халиди - «Аль-Муваддих».

Он выучил часть «Джами’ аль-Джавами» и часть «Муснада» имама Ахмада ибн Ханбаля с факихом sidi Мухаммадом ибн Джафаром аль-Киттани.

Совместно с искусным в Знании факихом и мастером наук sidi Мухаммадом Фатха Джунуном он выучил часть «Мухтасар» Халила, краткое изложение «Мухтасара» ас-Са’ада, и часть «Таухид аль-Муршида» с комментариями шейха Тайиба ибн Кирана.

От факиха и шейх-уль-ислама Мулая ‘Абдаллаха ибн Идриса аль-Бадрави он учил сборник «Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари, часть «Мухтасара» Халила, «Аль-Истиара» шейха Тайиба ибн Кирана и часть «Хамзийя» аль-Бусыри с комментариями Ибн Хаджара.

Он выучил часть «Мухтасара» Халила, «Аш-Шифа’» Кади Абу аль-Фадля Йада ас-Сибти и часть трактата «Аль-Муршид аль-Му’ин» Майара, занимаясь с факихом и суфием sidi Хаммадом ас-Санхаджи.

Он изучил «Аль-Муршид аль-Му’ин» также с факихом sidi Мухаммадом ибн ‘Абдуррахманом аль-Филяли.

Sidi Мухаммад ибн аль-Хабиб закончил обучение в 1319 г. х. / 1901 г. н. э., утолив свою жажду к знаниям, и начал преподавать на добровольной основе в мечети «Касба Наввар» в Фесе. Шейх преподавал книги «Аль-Муршид аль-Му’ин», «Мухтасар» Халила, «Аль-Муватта» Имама Малика, «Ас-Санусийя» и тафсир Священного Корана. Он продолжал выполнять свою образовательную работу, пока не эмигрировал в Мекнес в 1355 г. х. / 1936 г. н. э.. Там он, пользуясь классическим сочинением «Ар-Рисаля» шейха аль-Кайруани, возобновил преподавательскую деятельность, давая уроки в мечети «Зайтуна» по тафсиру и фикху. Кроме того, он учил тасаввуфу на основе книг «Китаб аль-Хикам» Ибн ‘Атаиллаха, «Аль-Муршид аль-Му’ин», «Аш-Шифа’» Кади Йада, «Ас-Суллям» Баннани и «Альфийя» аль-Макуди.

Его иджазаты

Шейх sidi Бадруддин ад-Димашки дал ему письменный иджазат в Дамаске, ещё одну он получил от кадия Тлемсена sidi Абу Шу’айба, кроме того у него есть устные иджазаты от алима sidi Ахмада ибн аль-Джилали аль-Амгари и от факиха sidi Абу Бакра ибн аль-‘Араби Баннани.

Его путешествия

В 1350 г. х. он отправился на Святую землю, чтобы исполнить благословенное обязательство Хаджа, и пришел в землю Кинана. Там он встретился с некоторыми из местных учёных, в том числе с шейхом Бахытом аль-Мути’и и шейхом ас-Сималюти. Далее, он отправился в Сирию и встретил тамошних учёных, среди которых - Тауфик аль-Айюби и шейх Бадруддин ад-Димашки. После этого он поехал в Алжир и там встречался со многими учёными; так, в Блиде он встретился с шейхом sidi Мухаммадом ибн Джалулем и sidi Ахмадом, а затем в Фагиге (в местности Уджда) он встретился с местными учёными, в том числе с шейх-уль-исламом sidi Мухаммадом аль-Кади и кадием sidi Джалулем. Здесь он давал уроки по сборнику «Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари и книге «Аль-Муршид аль-Му’ин» с комментариями шейха Тайиба ибн Кирана.

Затем он отправился в Хиджаз и снова совершил Хадж к священному дому Аллаха около 1360 г. х..

Позднее, шейх покинул столицу исмаилитов Мекнес, в компании своих жён, намереваясь посетить святые земли и совершить третий Хадж к святому Дому Аллаха в 1391 г. х. / 1972 г. н. э., но скончался по дороге к достижению желанной цели. Таким образом, к нему с полным правом применимы слова Всемогущего Аллаха: «Если кто покидает свой дом, направляясь к Аллаху и Его посланнику, и если его в пути постигнет смерть, то вознаграждение его - за Аллахом. Аллах - Прощающий, Милосердный» (Коран, 4:100). Пророк, мир ему и благословение, сказал в благородном хадисе: «Кто выйдет на путь в Хадж или ‘Умру и умрет по дороге, тот избежит спроса и расчёта, и войдет в Рай».

Его интеллектуальное наследие

Шейх написал «Диван», который называется «Жажда Странствующих Мюридов и Дары Ушедших Вдаль Гностиков». «Диван» был опубликован дважды в Марокко, и один раз в Англии, где был несколько раз переиздан, последний раз недавно его выпустил издательский дом «Мадина Медиа».

Он написал комментарий к «Хафиза», труду шейха sidi Мухаммада аль-‘Араби аль-‘Аляви аль-Мадгари, который содержит восхваления Пророка, аяты Благородного Корана, и некоторые хизбы тариката Шазилийя. Также он написал комментарий на «Салят аль-Машишийя» шейха ‘Абдуссалама ибн Машиша.

Его учёное положение

Он был алимом и факихом, наделённым великим пониманием. Был знаком со многими науками, в особенности глубоко овладел тафсиром и тасаввуфом.

Его поэзия

Он зачерпнул ковшом из колодца поэзии, когда его талант создал несколько касыд о тасаввуфе, доброй нравственности, молитв Аллаху, восхвалений Пророка и религиозных наставлений.

Его смерть и погребение

Он отправился к своему Господу с лицом, направленным в сторону Святых земель, намереваясь исполнить Хадж к Святому Дому Аллаха, в городе Блида в Алжире, в понедельник 23 числа месяца зуль-ка’да 1391 г. х. / 10 января 1972 г. н. э.. Он был похоронен в тот же день в недавно построенной даркавийской завии, которую сам же и открыл на улице Белькасим аль-Визри. Позднее его тело было перевезено на его вторую родину в город Мекнес, где его перезахоронили после молитвы ‘Аср в понедельник 14 зуль-хиджа / 31 января того же года в его завии, в которой он распорядился, чтобы его похоронили, в Дарб аль-Паша, возле мечети «Зайтуна».

Да простит Аллах все его прегрешения и скроет его ошибки, и да примет его с честью и укрытым красотой, и да построит ему обитель в самой высшей части Иллийюна, в компании пророков, мучеников и праведников! Амин.

маликиты, Диван, Магриб, даркавия, суфии, шазилия, Шейх Мухаммад ибн аль-Хабиб, диван

Previous post Next post
Up