Хайле Селассие, который является сегодня иконой для растафарианцев, не был законным наследником эфиопского императора Менелика II. Наследником Менелика был Иясу V, сын его второй дочери Шевы Регги и раса Микаэля, царя области Уолло, бывшего мусульманина, крещённого после покорения его страны Менеликом. Он был 81-м императором Эфиопии, но так и не был коронован, поэтому часто упоминается под именем, которое носил до смерти Менелика - Лидж Иясу (принц Иясу). Его царствование было недолгим, всего 3 года (1913-1916), самому негусу тогда было 18-21 года. В своем правлении ориентировался на венно-политические союзы с мусульманами вне и внутри Эфиопии, на отход от традиционного союза со странами Антанты, ориентировался на союз со странами Тройственного союза. Стремился ограничить влияние шоанской аристократии, лидером которых был рас Тэфэри Мэконнын (будущий Хайле Селассие).
Его правление называют одним из самых загадочных в истории Эфиопии. Часто отмечают противоречия и непоследовательность в его характере и политике, даже несмотря на некоторые прогрессивные шаги, особенно в том что касается общественной и экономической безопасности - модернизация уголовного кодекса, создание муниципальной полиции, примирение с мусульманами Эфиопии.
Особенно много споров вызывает вопрос о его обращении в Исламе. Считается, что Иясу перешел в Ислам и имел намерение привести в Ислам всю Эфиопию. Тринингэм перечисляет следующие доказательства его обращения:
"Он приглашал германских и турецких дипломатов. Он дал задание факихам составить его генеалогическое древо, восходящее по отцовской линии к Пророку. Он подолгу оставался в Хараре и перенимал там мусульманские одежду и обычаи. Он оставил свою христианскую жену, Романе-Варк, и завел гарем, женившись на дочерях вождей Афар и Оромо , включая дочь и племянницу Абба Джиффара из Джимма. Он построил мечети в Дире Дава и Джигджига. В 1916 году он официально поместил Абиссинию в религиозную зависимость от Турции, и отправил турецкому генеральному консулу абиссинский флаг с вышитыми на нем полумесяцем и словами исламской формулы веры. Он послал подобные флаги своим собственным мусульманским вождям и пообещал их повести на джихад. Он вступил в переговоры с Мухаммадом ибн Абдуллахом, (лидером сомалийского джихада и амиром "государства дервишей"), Махди Огадена, и послал ему ружья и амуницию. Затем он обратился ко всем сомалийцам, некоторые из которых считали его Махди, с призывом последовать за ним в джихаде против христиан, и пошел в Джигджига собирать армию" ("Ислам в Эфиопии", Д. Спенсер Тримингэм).
Говорят также, что негус объявил однажды: "Если я не сделаю Эфиопию мусульманской, то я не Иясу!". Согласно другому рассказу, однажды негус зашел в католическую церковь (чем уже шокировал эфиопских священников) и закурил там сигару прямо во время мессы.
Конечно, есть мнение, что эти слухи распространяли специально англичане, чтобы подорвать доверие к императору среди христианского населения. Тем не менее, он официально был смещен и отлучен от церкви во время своей поездки в Харрар. Предлогом для переворота стало его намерение вступить в союз с племенами Сомали и, по слухам, также принять Ислам. Ему не удалось вернуть свой трон даже в ходе гражданской войны, он был несколько раз разбит, а само его имя оказалось под запретом. В 1935 году, во время вторжения фашистской Италии, поддержавшей его притязания на трон, император умер. Вероятно был убит по приказу Хайле Селассие.
На фотографиях:
1) Иясу V в одеянии негуса
2) Иясу V в мусульманском одеянии с мусульманами Харрара
3) Отец Иясу V, рас Микаэль, до крещения - Мухаммад Али.