Глава о покаянии (тауба)
Далее, о брат, обязательно для тебя совершать покаяние (тауба) по двум причинам: первая - для того, чтобы достичь успеха (тауфик) в послушании, ибо несчастье греха приводит к двум видам лишений: а) удерживает человека от совершения благих деяний; б) удерживает от энергичности и усердия в послушании Аллаху.
Второе из этих двух причин - покаяние необходимо, чтобы твое поклонение было принято Аллахом. Ибо кредитор не принимает подарок в обмен на уплату долга.
Что касается вещей, побуждающих тебя к таубе, то их три: 1) памятование о результатах бесстыдных грехов, 2) о строгости наказания от Аллаха. 3) о слабости своего тела. Если бы ты упорствовал в памятовании о них, то побудили бы они тебя к искреннему раскаянию (ат-тауба ан-насух).
Что касается пределов таубы, то это очищение сердца от грехов только из уважения к Аллаху и из опасения Его гнева. Покаяние не совершается из стремления к мирским делам, из страха перед людьми, ради похвалы или известности.
Знай, что грехи делятся на три вида:
Первое - оставление того, что сделал обязательным (ваджиб) Аллах, как например молитвы (салят), поста (саум), закята, искупления (кафара) и тому подобных вещей. Необходимо возместить упущенное как только возможно.
Второе - грехи между тобой и Всевышним Аллахом, такие как питье вина (шараб аль-хамр), игра на музыкальных инструментах (дараб 'аль-мазаамир), зарабатывание ростовщичеством (риба) и тому подобное. Ты должен сожалеть о содеянном, а в сердце твоем должна быть решимость никогда больше не возвращаться к чему-либо подобному.
Третье - грехи между тобой и другими рабами. Они самые трудные, и делятся на те, что были совершены по отношению к чьей-либо собственности (мааль), самости (нафс), чести (`ирд), женщинам (хурмат) и религии (дин). И необходимо возместить все, что только возможно, из упомянутого нами. Если же кому-то не удалось возместить, то он должен обратится к Аллаху со смирением (тадара'у) и с искренностью (сыдк), чтобы Аллах был доволен им в Судный день.
Затем, ты должен пойти и постирать свою одежду, а также сделать сделать полное омовение (гусль) и совершить молитву в четыре рак'ата. Опустись лицом в землю в таком месте, которое свободно от чьих-то взглядов, кроме взора Аллаха Субханаху ва Тааля. Потом посыпь землей свою голову, и протри землей свое лицо, благороднейшее из частей тела, со слезами и со скорбью в сердце. И громким голосом поминай свои грехи, один за другим, как только возможно. И обвиняй свой непокорный нафс, и укоряй его, говоря: «О нафс, как тебе не стыдно? Будешь ли ты каяться? Вынесешь ли ты наказание Аллаха Субханаху ва Тааля? Есть ли у тебя что-то, чтобы вынести гнев Аллаха Азза ва Джалль?» И повторяй это снова и снова помногу раз.
Затем ты должен поднять руки и с плачем обратиться к своему Милосердному Господу, говоря:
إِلاَهِي عَبْدُكَ الْمُذْنِبُ أَتَاكَ بِالْعُذرِ، عِنِّي بِجُودِكَ وَتَقَبَّلْنِي بِفَضْلِكَ، وَ نْظُرْ إِلَيَّ بِرَهْمَتِكَ، اَللَّهُمَّ اَغْفِرْ لي مَا سَلَفَ مِنَ الذنُووبِ، وَ اَعْصِمْنِي فِيمَا بَقِىَ مِنَ اَلأَجْلِ، فَإنَّ الْخَيْرَ كُلَّهُ بِيَدِكَ، وَأَنْتَ بِنَا رَؤُفٌ رَحِيمٌ
Затем соверши дуа шидда (дуа бедствия и затруднения):
يَا مُجَلِّي عَظَائِمَ اَلأُمُورِ، يَا مُنْتَهَي هِمَةَ الْمَهْمُومِينَ، يَا مَنْ إِذَا أَرَادَ أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ "كُنْ" فَيَكُونُ، أَحَاطَة بِنَا ذُنُوبُنَا، وَ أَنْتَ الْمَدْخُورُ لَهَا، يَا مَدْخُور لِكُلِّ شِدَّةٍ كُنْتُ أَدَّخِرُكَ بِهَذّا اِلسَّاعَةِ، فَتُبْ عَلَيَّ، إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَابُ الرَّحِيمُ
После этого, с большим плачем и смирением, скажи:
يَا مَن لاَ يَشْغُلُهُ سَمْعٌ عَن سَمْعٍ، يَا مَن لاَ تُعَطِّلُهُ الْمَسَائِلُ، يَا منَ لاَ يُبْرِمُهُ اِلْحاحُ الْمُلِحِّينَ، اَذِقْنَا بَرْدَ عَفْوِكَ وَ حَلاَوَةَ رَحْمَتِكَ، إِنَّكَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
Затем соверши салават на пророка, саллАллаху алейхи ва салям и попроси прощения за всех мусульман и мусульманок.
Если ты совершил это и вернулся к покорности Аллаху `Азза ва Джалль, тогда ты совершил искреннее покаяние. Ты оставишь грехи, очищенный от них, как в тот день, когда твоя мать родила тебя. Аллах Субханаху ва Та'аля полюбит тебя и изольет на тебя Свою награду и воздаяние. Он ниспошлет на Тебя бесчисленные благословения (барака) и милость (рахма). Ты добьешься доверия (амнун) и искренности (ихляс) и будешь спасен от мук неповиновения (гуссати аль-ма`ааси) и несчастья в этом мире и в будущем. Аллах - Единственный Владелец успеха и руководства по Своей щедрости и Милости.